

7. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СЕТЕЙ
Ресурс - это объект системы или сети, предоставленный процессу. Объекты делятся на физические и логические. К первым относятся процессоры , внешние устройства, физические каналы , узлы коммутации , ... Логическими ресурсами являются программы, навигаторы, трансляторы, языки, платформы, интерфейсы, память, логические каналы и т.д.. Ресурс может использоваться одним либо одновременно несколькими процессами. В последнем случае необходимо организовать такое обращение к ресурсу, которое без каких-либо конфликтов распределяет его между процессами.
Основной информационный ресурс сетей - находящаяся на объектах системы информация. Доступ к информационным ресурсам сети осуществляется с помощью транзакций.
Трансакция - короткий во времени цикл взаимодействия объектов, включающий запрос - выполнение задания - ответ.
Информация в основном расположена в базе данных.
База Данных
База Данных (БД) - совокупность взаимосвязанных данных, организованная по определенным правилам.
Для работы с БД используется Система Управления Базой Данных (СУБД). При этом подразумевается, что база данных определена по схеме, не зависящей от программ, которые к ней обращаются. На основе баз данных создаются разнообразные системы , например, электронные библиотеки.
Базы данных имеют различные размеры - от небольших, портативных баз данных, находящихся в персональных компьютерах, до крупных, расположенных в суперкомпьютерах. В последнее время получают распространение аудиовидеобазы, а также полнотекстовые базы данных (в которых хранится всё содержимое документов).
Распределённая база данных - это БД, содержимое которой расположено в нескольких абонентских системах информационной сети. Это позволяет располагать данные так, что последние с одной стороны находятся в пунктах наибольшего их спроса, а с другой стороны обеспечивается доступ к любым данным, не зависимо от того, где они находятся. Распределённая база данных, создаваемая заново, является однородной. Вместе с этим, нередко она образуется как совокупность группы баз данных, уже функционирующих в ряде систем. В этом случае возникает неоднородная распределённая база данных. Оба типа баз погружаются в Систему Управления Распределенной Базой Данных (СУРБД).
Характерными особенностями распределённой базы данных являются:
· использование распределенного словаря, содержащего сведения о характере имеющихся данных, их размещении и способе доступа к ним;
· пространственная прозрачность, дающая возможность не знать, где расположены компоненты базы. Перемена места хранения файла не приводит к изменению способа и процедуры доступа к этому файлу;
· прозрачность распределения, позволяющая размещать данные в любых абонентских системах;
· полная функциональность, т.е. возможность выполнения всех тех же операций, которые возможны в базе, находящейся в одной системе;
· целостность данных, обеспечиваемая функциями слежения за данными, исправления ошибок;
· независимость от типов используемых в системах устройств.
· администратор части базы, находящейся в одной системе работает независимо от администраторов частей базы, расположенных в других системах.
Информационное хранилище
Информационное хранилище - это программная платформа, опирающаяся на большое количество баз данных и представляющая пользователям и прикладным программам подготовленную нужным образом информацию.
Структура:

Здесь процесс обработки данных физически разделяется на 2 этапа: первый из них связан с обработкой транзакций в реальном времени (OLTP), в результате чего в базе данных накапливается первичная информация (например, функционировании финансового банка). На втором этапе осуществляется аналитическая обработка в реальном времени (OLAP) (например, анализ снятия наличности со счетов, планирование объёма оказываемых услуг, показатели эффективности работы отделений и всего банка и т.д.).
Информационно-поисковая система
Информационно-поисковые системы предназначены для поиска информации в базе данных. По характеру выдаваемой информации они делятся на 2 типа:
· документальные системы по заданию пользователя выдают необходимые ему документы (книги, законы, статьи и т.д.);
· фактографические: её задача - поиск в документах интересующих пользователя сведений (например, типы, характеристики и технологии изготовления стали).
Базы знаний
Базы знаний - это организованная совокупность знаний, относящихся к какой-нибудь предметной области.
Знания - это накопленные человечеством факты, истины и прочие объекты познания. Поэтому в отличии от базы данных в базе знаний располагаются сведения, содержащиеся в документах, книгах, статьях и отчётах.
Элементы знаний, благодаря концептуальным связям, предоставляемых гиперсредой, объединяются, образуя базу знаний. Такие связи бывают четырёх видов:
· общность - связь двух элементов по содержанию их характеристик;
· партитивность - соотношение целого и его частей;
· противопоставление - встречается в элементах, которые имеют положительные и отрицательные характеристики;
· взаимосвязь - отражает взаимную зависимость элементов.
Базы знаний применяются при решении задач искусственного интеллекта.
Электронная библиотека
Электронная библиотека - этот сетевая служба, обеспечивающая массовый доступ к информации, представленной в виде текста, музыки, изображений и видеофильмов. Она должна также обеспечить автоматизацию функций, выполняемых обычной библиотекой, поэтому имеет подсистемы подготовки, записи, хранения информации и её поиска. Также определяются права доступа пользователей к имеющейся информации.
Электронная биржа
Электронная биржа - это биржа, ведущая торги с использованием информационной сети. Брокеры-посредники могут находиться в различных географических пунктах и странах.
Информационный киоск
Информационный киоск - это простая аудиовидеосистема публичного пользования. Устанавливаются в различных учреждениях для широкого использования посетителями и другими лицами. Предоставляют доступ к различным информационным объектам, базам данных, базам знаний, компьютерной рекламе.
Видеотекст
Видеотекст - сетевая служба доступа терминалов к базе данных и сервисам, предоставляемым сетью. Работает в общественной телефонной сети. Различают три видеотекса:
· справочная служба;
· служба передачи сообщений;
· диалоговая служба.
Все они предназначены как для конторской деятельности, так и для широких пользователей.
Телетекст
Телетекст - это сетевая служба передачи текстовых документов. Является простейшей разновидностью электронной почты. Функционирует в телефонной сети.
Факсимильная связь
Факсимильная связь - это передача через коммуникационную сеть неподвижных изображений и текста.
Недостатки:
· невозможность хранения данных в запоминающих устройствах;
· крайне ограниченные возможности редактирования информации;
· неудобная связь для компьютеров (необходимость использования промежуточного носителя - бумаги);
· неточная передача информации, связанная с использованием бумаги и механического привода.
Для устранения этих недостатков созданы компьютерные факсимильные системы, включаемые в сеть при помощи факсимильных плат. Эти системы, соединяясь друг с другом, способны, не пользуясь бумагой, передавать точные копии документов. Рассматриваемая интеграция обеспечивает также шифрование передаваемой информации.
Основной информационный ресурс сетей - находящаяся на объектах системы информация. Доступ к информационным ресурсам сети осуществляется с помощью транзакций.
Трансакция - короткий во времени цикл взаимодействия объектов, включающий запрос - выполнение задания - ответ.
Информация в основном расположена в базе данных.
База Данных
База Данных (БД) - совокупность взаимосвязанных данных, организованная по определенным правилам.
Для работы с БД используется Система Управления Базой Данных (СУБД). При этом подразумевается, что база данных определена по схеме, не зависящей от программ, которые к ней обращаются. На основе баз данных создаются разнообразные системы , например, электронные библиотеки.
Базы данных имеют различные размеры - от небольших, портативных баз данных, находящихся в персональных компьютерах, до крупных, расположенных в суперкомпьютерах. В последнее время получают распространение аудиовидеобазы, а также полнотекстовые базы данных (в которых хранится всё содержимое документов).
Распределённая база данных - это БД, содержимое которой расположено в нескольких абонентских системах информационной сети. Это позволяет располагать данные так, что последние с одной стороны находятся в пунктах наибольшего их спроса, а с другой стороны обеспечивается доступ к любым данным, не зависимо от того, где они находятся. Распределённая база данных, создаваемая заново, является однородной. Вместе с этим, нередко она образуется как совокупность группы баз данных, уже функционирующих в ряде систем. В этом случае возникает неоднородная распределённая база данных. Оба типа баз погружаются в Систему Управления Распределенной Базой Данных (СУРБД).
Характерными особенностями распределённой базы данных являются:
· использование распределенного словаря, содержащего сведения о характере имеющихся данных, их размещении и способе доступа к ним;
· пространственная прозрачность, дающая возможность не знать, где расположены компоненты базы. Перемена места хранения файла не приводит к изменению способа и процедуры доступа к этому файлу;
· прозрачность распределения, позволяющая размещать данные в любых абонентских системах;
· полная функциональность, т.е. возможность выполнения всех тех же операций, которые возможны в базе, находящейся в одной системе;
· целостность данных, обеспечиваемая функциями слежения за данными, исправления ошибок;
· независимость от типов используемых в системах устройств
· администратор части базы, находящейся в одной системе работает независимо от администраторов частей базы, расположенных в других системах.
Информационное хранилище
Информационное хранилище - это программная платформа, опирающаяся на большое количество баз данных и представляющая пользователям и прикладным программам подготовленную нужным образом информацию.
Структура:
Здесь процесс обработки данных физически разделяется на 2 этапа: первый из них связан с обработкой транзакций в реальном времени (OLTP), в результате чего в базе данных накапливается первичная информация (например, функционировании финансового банка). На втором этапе осуществляется аналитическая обработка в реальном времени (OLAP) (например, анализ снятия наличности со счетов, планирование объёма оказываемых услуг, показатели эффективности работы отделений и всего банка и т.д.).
Информационно-поисковая система
Информационно-поисковые системы предназначены для поиска информации в базе данных. По характеру выдаваемой информации они делятся на 2 типа:
· документальные системы по заданию пользователя выдают необходимые ему документы (книги, законы, статьи и т.д.);
· фактографические: её задача - поиск в документах интересующих пользователя сведений (например, типы, характеристики и технологии изготовления стали).
Базы знаний
Базы знаний - это организованная совокупность знаний, относящихся к какой-нибудь предметной области.
Знания - это накопленные человечеством факты, истины и прочие объекты познания. Поэтому в отличии от базы данных в базе знаний располагаются сведения, содержащиеся в документах, книгах, статьях и отчётах.
Элементы знаний, благодаря концептуальным связям, предоставляемых гиперсредой, объединяются, образуя базу знаний. Такие связи бывают четырёх видов:
· общность - связь двух элементов по содержанию их характеристик;
· партитивность - соотношение целого и его частей;
· противопоставление - встречается в элементах, которые имеют положительные и отрицательные характеристики;
· взаимосвязь - отражает взаимную зависимость элементов.
Базы знаний применяются при решении задач искусственного интеллекта.
Электронная библиотека
Электронная библиотека - этот сетевая служба, обеспечивающая массовый доступ к информации, представленной в виде текста, музыки, изображений и видеофильмов. Она должна также обеспечить автоматизацию функций, выполняемых обычной библиотекой, поэтому имеет подсистемы подготовки, записи, хранения информации и её поиска. Также определяются права доступа пользователей к имеющейся информации.
Электронная биржа
Электронная биржа - это биржа, ведущая торги с использованием информационной сети. Брокеры-посредники могут находиться в различных географических пунктах и странах.
Информационный киоск
Информационный киоск - это простая аудиовидеосистема публичного пользования. Устанавливаются в различных учреждениях для широкого использования посетителями и другими лицами. Предоставляют доступ к различным информационным объектам, базам данных, базам знаний, компьютерной рекламе.
Видеотекст
Видеотекст - сетевая служба доступа терминалов к базе данных и сервисам, предоставляемым сетью. Работает в общественной телефонной сети. Различают три видеотекса:
· справочная служба;
· служба передачи сообщений;
· диалоговая служба.
Все они предназначены как для конторской деятельности, так и для широких пользователей.
Телетекст
Телетекст - это сетевая служба передачи текстовых документов. Является простейшей разновидностью электронной почты. Функционирует в телефонной сети.
Факсимильная связь
Факсимильная связь - это передача через коммуникационную сеть неподвижных изображений и текста.
Недостатки:
· невозможность хранения данных в запоминающих устройствах;
· крайне ограниченные возможности редактирования информации;
· неудобная связь для компьютеров (необходимость использования промежуточного носителя - бумаги);
· неточная передача информации, связанная с использованием бумаги и механического привода.
Для устранения этих недостатков созданы компьютерные факсимильные системы, включаемые в сеть при помощи факсимильных плат. Эти системы, соединяясь друг с другом, способны, не пользуясь бумагой, передавать точные копии документов. Рассматриваемая интеграция обеспечивает также шифрование передаваемой информации.