Основные методологические идеи социологии М.Вебера.
«Понимающая социология» Макса Вебера <../Общая%20социология/Глава2.DOC>Макс Вебер (Max Weber) родился в 1864 г в Эрфурте (Германия). Начальное и среднее образование получил в Берлине В 1882 г. он поступил в Гейдельбергский университет, где изучал юриспруденцию, историю и теологию. Прослужив год в армии, М Вебер продолжил свое образование в Берлине и Геттингене. В 1889 г он защитил докторскую диссертацию, а в 1893 г. стал профессором Берлинского университета. С 1894 г М Вебер - профессор Фрайбургского университета, с 1897 г он преподает в Гейдельберге. Однако вскоре тяжелое душевное расстройство заставило его отказаться от преподавательской деятельности. Он вернулся к ней только в 1919 г, заняв должность профессора Мюнхенского университета . Умер М Вебер в 1920 г в Мюнхене.
Всемирную известность М. Веберу принесла работа «Протестантская этика и дух капитализма» (1905). Этим исследованием открывается серия религиоведческих публикаций М. Вебера, которые после его смерти были собраны в трехтомнике «Сочинения по социологии религии» (1920-1921).
1. Социологический метод
В конце XIX века в европейской науке существовала концепция разделения наук на науки о природе и науки о человеке (о духе). Вильгельм Дильтей, один из авторов этой концепции, считал, что естественные науки основаны на объяснении, а науки о духе - на понимании. * Объяснение есть познание общего, массового, повторяющегося. Понимание же направлено на индивидуальное и неповторимое, это сочувствие, сопереживание, воспроизведение внутреннего мира другого человека. Другой автор, Генрих Риккерт, считал, что науки о духе, о культуре основаны на ценностных суждениях, отнесении к ценности: истине, добру, красоте.
Макс Вебер, как и Дильтей, считает, что человеческую деятельность нельзя изучать из тех же методологических принципов, что и природу. Человек - существо сознательное, сознание активно участвует в процессе его жизни. В то же время способ интуитивного сопереживания Дильтея не подходит для научного исследования. Необходимо предложить такой способ исследования, который обладал бы общезначимостью. Как и всякая наука, социология изучает действительность. Однако действительность бесконечна и каждая наука выделяет, выбирает наиболее важную, значимую, интересную часть действительности. Наш познавательный интерес проявляется в этом выборе. Естественным наукам интересны,, ценны повторяющиеся причинные связи явлений. А социолога интересует прежде всего качественная окраска событий. Мы - люди культуры,1 пишет Вебер, и мы живем в мире культуры, т.е. в мире, наделенном смыслом. Смысл духовных процессов, действий людей не может быть выведен путем понятий и законов естественных наук. Смысл, значение социального явления, события устанавливается путем отнесения их к ценности.
Этот смысл, который мы придаем тем или иным событиям, служит основой наших суждений о жизни общества.
Исследователь, изучающий социальные явления, вырабатывает их идеальный тип. Это не гипотеза, не общее понятие. Это единый мыслительный образ, складывающийся в голове исследователя в результате изучения множества единичных явлений. Например, «ремесло». Этот образ включает черты ремесла в разных странах и в разное время. Такие же идеальные типы: государство, религия, капитализм. Не общие повторяющиеся черты какого-то явления, а выбранные исследователем как наиболее значимые. Например, «капитализм» в концепции Маркса означает нечто иное, чем «капитализм» в концепции Вебера.
А как же объективность научного познания? Ведь каждый исследователь выбирает свое. В то же время исследователь - представитель своего общества, своего времени, получивший определенное образование и усвоивший определенные ценности и научные методы. Поэтому в интересе исследователя всегда выражается его эпоха.
Вебер считал, что позитивизм неприемлем для изучения общественных явлений. Причина: в социальных дисциплинах способы познания должны с необходимостью отличаться от тех, что сложились в естественнонаучных. Дело в том, что общество состоит из индивидов, наделенных сознанием, и само оно, это сознание - человеческое порождение. Если естественные науки имеют дело с внешним опытом и прибегают главным образом к объяснению наблюдаемых явлений, то науки, изучающие общество, состоящее из людей, должны учитывать, помимо этого, еще и понимание внутреннего мира - чувств, мотивов, интересов этих людей.
Идеальный тип воспроизводит логику развития действительности.
Центральное понятие “понимающей социологии” Вебера - социальное действие. <../Общая%20социология/Глава2.DOC>
Вебер: “Социальным” мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.
Действие может быть названо “социальным” в том случае, если оно:
Здесь участвуют два момента - субъективный смысл и ориентация на другого, ожидание определенного поведения других людей. Если люди во время дождя открывают зонтики - это не социальное действие - они реагируют на явление природы. Если человек обращается к богу - не социальное действие, а если молится, чтобы создать себе определенную репутацию, -социальное действие.
Идеальный тип <../Общая%20социология/Глава2.DOC> - это некая мыслительная конструкция, которая извлекается не из эмпирической реальности, а создается в голове исследователя - в качестве теоретической схемы изучаемого явления - и выступает как своеобразный “эталон”, сравнивая с которым интересующий нас объект, мы можем судить о мере удаления или, наоборот, приближения к нему исследуемой эмпирической реальности. Вебер подчеркивает, что сам по себе идеальный тип не может дать знания о соответствующих процессах и связях изучаемого социального явления, а представляет собою чисто методический инструмент.
2. Идеальные типы социальных действий
Устойчивая связь взаимно ориентированных социальных действий образует социальное отношение (борьба, враждебность, обмен, конкуренция и т.д.). Социальные отношения, признанные законными, образуют социальный порядок.
Реально действуют отдельные люди, а не нации, государства. Поэтому социологи интерпретируют действия индивидов, ориентированных друг на друга. Социальные же институты интересны в том смысле, что индивиды ориентированы на них в своем поведении.
Учитывая, что социология изучает обобщенное поведение людей - как если бы оно протекало в неких идеальных условиях, - Вебер создает систему идеальных типов социальных действий <../Общая%20социология/Глава2.DOC>.
Идеальные типы социальных действий
Идеальный тип Цель Средства Общая характеристика
Целерациональное Осознается ясно и отчетливо. Предвидятся и оцениваются последствия Адекватные (целесообразные) Полностью рациональное. Предполагает рациональный расчет на реакцию окружения Напр., поведение в торговле
Ценностно- рациональное Само действие (как самостоятельная ценность) Адекватные заданной цели Рациональность может оказаться ограниченной - иррациональностью заданной ценности (ритуал; этикет; дуэльный кодекс, поведение капитана корабля)
Традиционное Минимальное целеполагание (осознание цели) Привычные Автоматическая реакция на привычные раздражители Все так поступают. Например, встать в очередь в магазине
Аффективное Не осознается Подручные Стремление к немедленному (или максимально быстрому) удовлетворению страсти, снятию нервно-эмоционального напряжения (под влиянием гнева, радости)
Одна из стержневых идей веберовской социологии - идея о последовательном развитии рационализации <../Общая%20социология/Глава2.DOC> социальной жизни как сущности социального прогресса. Суть этой идеи: увеличение калькулируемости всего, что поддается количественному учету и расчету.
Рационализация как процесс, как историческая тенденция, по Веберу, включает в себя:
1) в экономической сфере - организацию фабричного производства бюрократическими средствами и расчеты выгод с помощью систематических оценивающих процедур;
2) в религии - развитие теологических концепций интеллектуалами, постепенное исчезновение волшебного и вытеснение таинств личной ответственностью;
3) в праве - эрозию специально устроенного законотворчества и произвольного судебного прецедента дедуктивными юридическими рассуждениями на основе универсальных законов;
4) в политике - упадок традиционных норм узаконения и замещения харизматического лидерства регулярной партийной машиной;
5) в моральном поведении - больший акцент на дисциплину и воспитание;
6) в науке - последовательное снижение роли индивидуального инноватора и развитие исследовательских команд, скоординированных экспериментов и направляемой государством научной политики;
7) в обществе в целом - распространение бюрократических методов управления, государственного контроля и администрирования.
3. Социология господства <../Общая%20социология/Глава2.DOC> В обществе всегда есть определенный порядок, поддерживаемый группой людей, которое использует физическое или психологическое принуждение и заставляет других людей подчиняться данному порядку.
Структура любого легального порядка непосредственно влияет на распределение власти в данном обществе. Вообще власть можно определить как способность одного человека или группы реализовывать свою волю в совместном действии, даже вопреки сопротивлению других участников действия. Шире ее можно определить как способность проводить свою волю.
Власть может быть экономической, политической, основанной на отношении к социальным почестям (или престижу). Экономическая власть связана с экономическим порядком - способом производства и распределения товаров и услуг. Также в обществе всегда существует определенный порядок распределения почестей.
Власть - это принуждение к повиновению. Господство - это шанс встретить повиновение данному приказу. Иными словами, властные отношения в обществе включают веру в легитимность власти, в законность ее притязаний.
Отношения господства-подчинения основаны на взаимных экспектациях (ожиданиях):
- со стороны управляющего - того, кто отдает распоряжения, - ожидание того, что отдаваемое распоряжение будет непременно исполнено;
- со стороны управляемых - ожидание, что управляющий имеет право на отдание таких распоряжений.
Главная черта устоявшегося господства - легитимность!
В зависимости от характера легитимности, Вебер выделяет три идеальных типа социального господства <../Общая%20социология/Глава2.DOC>:
Легально-рациональное господство: люди подчиняются не столько другим людям, сколько общепринятым законам, правилам, которые этими другими людьми выражаются и от имени которых они выступают.
Традиционное господство: основано на привычном, чаще всего не вполне осознанном, убеждении в святости и незыблемости общепринятых традиций и в законности прерогатив власти, предоставляемых ими; приверженец традиционной власти принимает правила, которые воплощают обычай и древнюю практику.
Харизматическое господство: приказы исполняются потому, что последователи или ученики убеждены в совершенно особом характере своего вождя, власть которого превосходит обычную существующую практику; харизматическое господство основано на экстраординарной, может быть, даже магической способности, которой обладает господин.
Наиболее прогрессивным Вебер считает 1 тип господства. Важнейшая форма управления при легально-рациональном господстве - бюрократия <../Общая%20социология/Глава2.DOC>. Вебер уделяет исследованию этого феномена настолько серьезное внимание, что его иногда считают основоположником социологической теории бюрократии.
Важные черты бюрократической организации:
• Эффективность, достигаемая благодаря четкому разделению обязанностей между работниками аппарата, что дает возможность использовать на каждой из позиций узкоспециализированных и высококвалифицированных специалистов. • Иерархизация власти, которая позволяет вышестоящему должностному чиновнику осуществлять контроль за деятельностью нижестоящих сотрудников.
• Формально установленная и четко зафиксированная система правил, обеспечивающая единообразие управленческой деятельности и применение общих инструкций к частным случаям и не допускающая неопределенности и двусмысленности толкования распоряжений.
• Безличностность (формализованность) административной деятельности.
• Эмоциональная нейтральность отношений: каждый функционер выступает не как особая неповторимая личность, а как формальный носитель социальной власти определенного уровня, представитель занимаемой им должности.
• Администрирование, основанное на письменных документах.
• Рекрутирование персонала на основе способностей и технических знаний, полученных с помощью специального образования.
• Долгосрочная служба.
• Продвижение на основе старшинства или заслуг.
• Фиксированное жалование с разделением приватного и официального дохода.
4. Социология религии <../Общая%20социология/Глава2.DOC>
Свое исследование Вебер начинает с фактов.
• Среди предпринимателей, владельцев капитала, квалифицированных рабочих наблюдается несомненное преобладание протестантов. Эта статистика характерна для любой страны со смешанным вероисповеданием.
Существуют также различия в характере среднего образования - католики предпочитают давать детям гуманитарное, классическое образование, а протестанты - образование, готовящие к буржуазному предпринимательству.
Большая часть квалифицированных рабочих приходит в промышленность из ремесленной среды, при этом занятые в ремесле католики предпочитают остаться в ремесле, а протестанты в основном уходят в промышленность.
Этим фактам Вебер дает такое объяснение - выбор профессии и дальнейшее направление деятельности зависит от определенного склада психики, привитого в семье воспитанием; главную роль здесь играет религиозная атмосфера в семье.
Поэтому необходимо выяснить, какие элементы религии протестантизма и католицизма определяют такое различие в экономическом поведении индивидов, их выбор в пользу капиталистического предприятия. Что такое дух капитализма? Это определенные нормы хозяйственного поведения индивида. Главной нормой здесь является рациональное ведение хозяйства, основанное на увеличении производительности труда и подчиненное росту прибыли. Такой тип хозяйственного поведения в Западной Европе сложился во многом под влиянием идей Реформации, прежде всего учений Жана Кальвина и Мартина Лютера.
Протестантизм - направление христианской религии, возникшее в XVI веке на северо-западе Европы, стремящееся реформировать церковь.
Вебер считает наиболее важными для формирования нового отношения к труду идею призвания (профессионального долга) и идею предопределения. Труд становится самоцелью, что не свойственно средневековому обществу.
Согласно Лютеру, мир создан Богом, Богом создан определенный порядок в мире. Каждый занимает свое место, осуществляет свою профессию - и это не только способ физического выживания, но и священный долг перед Богом. Каждый человек должен контролировать свое поведение, все свои поступки и проверять их этическую значимость - насколько хорошо он служит Богу. Постоянный самоконтроль, самоотчет, подчиненность всех действий единой цели - вот подлинно аскетический образ жизни. Верующий должен не наслаждаться жизнью, нищенствуя и ничего не делая, а трудиться и телом, и душой.
Идея профессии как призвания, как священного долга соединилась с идеей о предопределении. Все люди делятся на спасенных и проклятых. Спасенные (избранные) после смерти попадут в рай. Проклятые - в ад. Еще до рождения человека его судьба предопределена. Человек своим поведением уже не может повлиять на свое существование после смерти - в рай он попадет или в ад. Но он может узнать, к избранным он принадлежит или к проклятым. Первое свидетельство избранности - постоянство веры. Второе - успех в деятельности. Неутомимая деятельность в рамках своей профессии на славу Бога и по его воле дает уверенность в своем избранничестве. Успех выражается в прибыли. Работа - и долг, и спасение. Невозможно отдохнуть, расслабиться, потратить деньги на удовольствия - ведь эти деньги можно вложить в производство и получить еще большую прибыль. Чтобы получить прибыль, нужно правильно, рационально организовать свое предприятие.
Основная идея: экономическое поведение людей существенно зависит не только от характера производственных отношений (как утверждает марксизм), но и от мировоззрения, общих взглядов людей на окружающий мир. А религиозные догмы, укоренившиеся в головах людей и их истолкование - это и есть важнейшая составная часть их общего видения мира. Поэтому, например, на рынке христианин будет вести себя совсем не так, как мусульманин или буддист.
Вебер задумывается о том, что капитализм как экономическая, политическая и культурная система добился наибольших успехов в тех странах, где господствующим было протестантское вероисповедание. Центральная мысль этики протестантизма: делай свое земное дело как можно лучше - только этим ты можешь быть угоден Богу.
Одна из идей, выражающих, по Веберу, “дух капитализма”: “Честность полезна, ибо она приносит кредит, так же обстоит дело с пунктуальностью, прилежанием, умеренностью - все эти качества именно поэтому и являются добродетелями”. Кроме того, более быстрому развитию капитализма существенно содействовала норма протестантской этики, выражающая самоограничение в потреблении материальных благ с целями капиталистического накопления: «Произвести как можно больше и потребить как можно меньше».
Вебер указывает, что и в других цивилизациях (например, в китайской) можно было найти немало рациональных предпосылок к развитию капиталистического хозяйственного строя, однако в них отсутствовал религиозный (а следовательно, нравственно-этический) фактор.
Протестантизм много дал для культурного содержания раннего капитализма - индивидуализм, мотивацию к достижениям, враждебность к унаследованному богатству и роскоши, законность предпринимательского призвания, сопротивление магии и суеверию, стремление к организации и расчету в общественной и личной жизни.