ГлавнаяarrowСоциологияarrowПроблема среднего класса в России

Проблема среднего класса в России

Доклад по дисциплине «Социология» на тему
СРЕДНИЙ КЛАСС В РОССИИ
План
1) Есть ли средний класс в России
2) Средний класс в Европе
3) Из истории
4) Суть среднего класса




1) Есть ли средний класс в России
Что такое средний класс? В дискуссиях это либо некая середина общей совокупности россиян, определяемой независимо от общественного строя, либо отечественная протобуржуазия, сви- детельствующая об успехах модернизации западноевропейского образца. Кто такое средний класс, и зачем он необходим!
1) Средний класс в Европе
Термин "средний класс" впервые стал использоваться в XV в. в Англии для описания небольшой группы городских предпринимателей, находящихся между крупными землевладельцами и наемной рабочей силой. В единое целое представителей среднего класса объединяет несколько признаков:
1. экономическая независимость.
2. Профессионализм и опи­рающаяся на него высокая самооценка, а также ощущение своей значимости для общества.
3. Отсюда третья черта: выраженная гражданственность.

Все это дает возможность среднему классу осуществлять в обществе стабилизирующие функции. В странах с открытой рыночной экономикой средний класс игра­ет принципиально важную, системообразующую роль. Начиная с Нового вре­мени у него есть и своя идеология - либерализм.

"Слово и понятие 'либерализм' выработаны не нашей жизнью... Доктрина эта строго соответствует в Европе интересам буржуазии, т.е. среднего класса, людей, богатых и умственным развитием, и капиталами.

На "правовую личность", "субъективное право" и "частную собственность" в России исторически острый дефицит. По дороге, проходившей во времени и пространстве через Византию, римское наследие претерпело серьезные метаморфозы и пришло к нам уже православием. Гражданский "дух законности" считается в нем затхлым, ибо закон может быть только один: Божий. Склонность к нравственному осуждению права препятствовала становлению в российском обществе горизонтальной системы коммуникаций. У русских "все приобретает религиозный характер, они плохо понимают относительное"
Мы не так верим и не так торгуем. Наша правовая культура чужда индивидуализму. Понятие "середины" для нас означает не равновесное, но переходное состояние. Почему же мы пошли по западному пути развития, всей силой В дело вступила инверсия: социокультурные ценностные до­минанты не вырабатывались внутренней культурой страны, а импортирова­лись. Но при проекции друг на друга двух неравноправных структур излишки "второсортной" отсекаются, а пустоты - заполняются "назначенными" или виртуальными общностями. Это и произошло, когда в свое время возникла необходимость в российском среднем классе.

2) Из истории
Исторически первым на роль среднего класса было предложено дворянст­во. В XIX в. "воздух свободомыслия" проник в Россию и идеи либерализма стали обсуждаться в образованных кругах, приведя к становлению "дворянского либерализма". Но "дворянский" - значит "небуржуаз­ный", "либерализм" же означает - "буржуазный". Противоречие прекрасно видели сами дворяне. Б.Н.Чичерин писал, что, поскольку в российском обще­стве лишь дворянство мало-мальски осознает свои права и имеет высокий об­разовательный уровень, оно - "единственный возможный политический де­ятель". "Политическая свобода основывается на свободе личной, а последняя исчезла в России с возникновением Московского государства... Только с рас­крепощением высших сословий начинается заря новой жизни. Жалованные грамоты дворянству внесли в русское государство начала свободы и права"

Другого кандидата на роль среднего класса некоторые исследователи видят в российском купечестве. Дворяне готовы были вести диалог с властью, но предпринимательскую деятельность считали ниже своего достоинства. Купцы торговали, но от власти держались в стороне. деловая психология российского купца была слабо связана с частнокапиталистической этикой, опирающейся на честность и бережливость

Бурная индустриализация конца XIX в., казалось, создала все условия для зарождения собственно российской буржуазии, но сам этот процесс напоми­нал эксперимент. Однако забывалось, что для капитализма требуются не только энтузиазм "сверху" и быстрый демографический рост, но и капитал, "наличие капиталистического духа", рынок. В результате с первых же шагов капитализма в России обнаружилось актив­ное стремление к объединениям монополистического типа. Российская промышленность и банковская сфера не прошли через свободную конкуренцию, Вследствие стремительной олигархизации группа лидеров оторвалась от своих социальных ресурсов, и самым слабым элементом структуры оказались классоцементирующие средние слои.

На роль среднего класса есть еще один кандидат - интеллигенция. Роль заплаты, прикрывающей отсутствие российского среднего класса, интеллигенция сыграла плохо. Либеральное мировоззрение осталось для нее по преиму­ществу чуждым, но пребывание на политической сцене пришлось по вкусу. Русская интеллигенция в ее целом не понимала и до сих пор не понимает значения и смысла промышлен­ного капитализма. Она видела в нем только 'неравное распределение', 'хищ­ничество' или 'хапание' и не видела в его торжестве победы более производи­тельной системы".

3) Сейчас
Его причиной фундаментальное различие между ранней со­циализацией, сопровождающейся сознанием негарантированного выживания, и той, при которой выживание принимается как должное.
Структурно неотъемлемую часть западного среднего класса (в по­нимании СМИ) ныне составляют лишенные собственного бизнеса и сильно различающиеся по уровню доходов профессионалы, которые были идентифи­цированы как "новый класс" (к примеру, в США) только во второй полови­не XX в. Курс на государство всеобщего благосостояния сделал образование доступным для представителей самых разных социальных слоев, что привело к распространению "заразы интеллигенции": к появлению слоя высокообра­зованных людей с небольшим доходом. Но не применяемые на практике зна­ния ведут к усиливающемуся недовольству

мы "тут" сознательно учимся рынку во второй раз

политическая культура все еще очень сильна в России

культивируемый при тоталитарных режимах инфантилизм по­литической рефлексии вряд ли будет изжит в рамках одного-двух поколений

влияние православия существенно уменьшилось. Православной русской культуре, идеализирующей бескорыстие, частное право всегда было чуждым и непонятным, и это давало основания по­лагать, что в традиционно православном обществе никогда не укоренятся на­чала либерализма

4) Суть среднего класса

То, как мы себя ведем, чего хотим от жизни и каким образом эф­фективнее на нас повлиять, напрямую зависит от характеристик социально-экономической общности, к которой мы привязаны нашими жизненными об­стоятельствами и самооценкой.

психография

Современные подходы к стратификации все чаще опираются на стили жиз­ни, на культурные и иные нематериальные идентификаторы групповой принадлежности
И хотя никто не отрицает важности экономических факторов, ведущая роль им уже не гарантирована.
Валидной стратификации российского общества нет, попытки описать предпочтения российского среднего класса напоминают изучение привычек питания лохнесского чудови­ща.

Когда мы раду­емся "нарождающемуся российскому среднему классу", мы радуемся успехам модернизации, вроде бы обещающей более сытую жизнь.
Но не стоит упускать из виду, что погоня за средним классом - это попытка догнать вчерашний день западных стран. Ес­ли наша цель - эндогенный средний класс, то, возможно, имело бы смысл воссоздать контекст, в котором на Западе возникала буржуазия. Если же мы по обыкновению хотим до­гнать не вчерашний день западных стран, а завтрашний, то здесь даже гово­рить ничего не хочется из-за опасности, что кто-то примет сказанное всерьез.
Так что нам дает наличие среднего класса? Прежде всего, гражданское об­щество.
Наличие в стране "догоняющего типа развития" среднего класса связано с модернизацией, модернизация же зависит от объема зарубежных инвестиций. С 1992 по 1999 г. суммарных инвестиций в пересчете на душу населения было по­лучено: в Венгрии - 1581 долл., в Чехии - 1493 долл., в Польше - 511 долл., в России - 71 долл. [Согйопшег 2002].
Вероятно, еще не поздно оставить во многом терминологический спор от­носительно российского среднего класса, не дожидаясь, пока он приобретет идеологический характер.
5) Кого следует относить к среднему классу

Согласно двум критериям: стра­тификационному (принадлежность к социальной группе, слою, классу определяется по объектив­ным показателям доходов, стандартов потребле­ния и т.д.) и идентификационному (социальная принадлежность определяется самоотнесением респондента).
Средний класс как поборник и пример модерниза­ции.
в России эта их роль по сути дела усматривается едва ли не исключительно в демонстрации новых типов потребления и проведения досуга.
Между тем задачи модернизации, да еще в такой стране, как Россия, предполагают - и требуют! - неимо­верно более широкого и активного участия в про­цессах преобразования экономики, политики, культуры. Такая ноша вряд ли по плечу людям, чьи мотивации в основном не выходят за горизон­ты потребленчества.
Средний класс (по Дилигенскому) часть российского обще­ства, описываемая как средний класс, обладает способностью генерировать субъектов модерни­зации.
"модернизация человека": имен­но она инициирует и определяет содержание транс­формаций, продвигающих общество к более высо­ким цивилизационным уровням. "Суть этой модер­низации заключается в становлении типа личности, ориентированной на индивидуальную самостоя­тельность, на свободное самоопределение в соци­альном пространстве, на ответственность за соб­ственную судьбу" . "субъект модерниза­ции" как определенный тип личности.
"идеалтипический" образ такого субъекта:
набор поведенческих и норматив­ных, ценностных и морально-этических характе­ристик": "преданность своему делу, тру­долюбие и стремление к успеху, основательность, рационализм и умеренность, независимость и лю­бовь к свободе, социальная солидарность, готов­ность помогать обездоленным
уважение к закону, подчинение со­циальным нормам"!!!

Модернизация человека" определяется сте­пенью его освобождения от традиционных общностей (групп, кланов, корпораций), воспро­изводящих набор ментальных и поведенческих стереотипов. Грубо говоря, это состояние, когда человек перестает переживать новизну перемен как травму, болезненную ломку и начинает отно­ситься к ним как к нормальному явлению - когда он адаптируется к ним. «...Такого рода практи­ка, не зажатая в тиски "внут­ренних" и "внешних" табу, освобождает творче­ские потенции людей и направляет их в русло ин­новационной активности.
"постсоциалистическая бюро­кратия унаследовала от старой номенклатуры ав­торитарный менталитет и стиль руководства, консерватизм, неспособность подчинить свою де­ятельность общественно значимым целям и цен­ностям. Главный ее интерес состоит в укреплении и расширении собственной власти, поэтому пост­социалистическая бюрократия сопротивляется любым структурным преобразованиям, способ­ным расширить реальные права и возможности экономических и социальных субьектов, от этой власти независимых"





6) Малое предпринимательство

Кривая численности малых предприятий в России после резкого рывка вверх, до отметки, близкой в 1993 г. к 1 млн., превратилась в почти плоскую, с незначительными колебаниями гори­зонтальную линию. К концу 2005 г. она так и не дотянулась до милионной отметки.

доля пред­принимателей, имеющих наемных работников, составляет 12% "среднего класса" и еще 6.4% принадлежат к категории "семейного бизнеса", между тем как основную массу - 52% - образуют квалифицированные специалисты и рабочие (ис­следование Российского независимого института социальных и национальных проблем - РНИСиНП 2002 г.
Слабость "корневой системы" отечественного предпринимательства, по-види­мому, должна быть соотнесена с куда более мас­штабной проблемой - ущерба, причиненного со­ветским (отчасти и досоветским) прошлым нацио­нальному генофонду.
На протяжении почти целого столетия социум последовательно (чуть ли не напрашивается слово "целенаправленно") обес­кровливал себя, лишаясь в первую очередь наибо­лее активных, динамичных, творческих компонен­тов.
теме "утечки мозгов" должны быть, как представляется, не­сколько смещены акценты. Под "мозгами" имеют­ся в виду, главным образом, если не исключитель­но, научные кадры. Существуют многочисленные подсчеты потерь - миллионы и миллионы долла­ров - от эмиграции людей науки . Куда реже встречаются раздумья о том, почему же эти мил­лионы не смогли материализоваться в родном отечестве. Значит, ни государство, ни российский крупный бизнес в его нынешнем виде не в состо­янии использовать имеющийся (еще сохраняю­щийся?) потенциал науки?

Еще одна распространенная версия связывает немощь мелкого предпринимательства с извест­ной российской традицией негативного отноше­ния к "деловым людям"

двойную трудность, которую приходится пре­одолевать малому предпринимателю в нашем об­ществе: «"внешнюю", в виде незащищенности от чиновничьего и криминального произвола (о чем чуть ниже), и "внутреннюю" - "субьективное пе­реживание" своего положения "как нормативно и морально неясного, двусмысленного, не опираю­щегося на устойчивые социальные установки, ле­гитимирующие предпринимательскую деятель­ность в самосознании самой личности»

Наиболее убедительной выглядит версия, свя­зывающая нынешнее состояние малого бизнеса с "административными барьерами" - эвфемизм, обозначающий невыносимое подчас давление,

Кое-какие меры вроде бы облегчают существо­вание предпринимателя, например, постепенно распространяющаяся практика "одного окна". Ловушка обнаруживается потом: как только предприятие станет на ноги - тут же слетаются вымогатели под предлогом проверок, инспекций, лицензирования, сертификации и т.д. «Власти "мягко стелют" (барьеры на входе минимальны), но потом малому предпринимателю без нужных связей бывает "жестко спать"».
 

Hosted by uCoz