Проблема среднего класса в России
Доклад по дисциплине «Социология» на тему
СРЕДНИЙ КЛАСС В РОССИИ
План
1) Есть ли средний класс в России
2) Средний класс в Европе
3) Из истории
4) Суть среднего класса
1) Есть ли средний класс в России
Что такое средний класс? В дискуссиях это либо некая середина общей совокупности россиян, определяемой независимо от общественного строя, либо отечественная протобуржуазия, сви- детельствующая об успехах модернизации западноевропейского образца. Кто такое средний класс, и зачем он необходим!
1) Средний класс в Европе
Термин "средний класс" впервые стал использоваться в XV в. в Англии для описания небольшой группы городских предпринимателей, находящихся между крупными землевладельцами и наемной рабочей силой. В единое целое представителей среднего класса объединяет несколько признаков:
1. экономическая независимость.
2. Профессионализм и опирающаяся на него высокая самооценка, а также ощущение своей значимости для общества.
3. Отсюда третья черта: выраженная гражданственность.
Все это дает возможность среднему классу осуществлять в обществе стабилизирующие функции. В странах с открытой рыночной экономикой средний класс играет принципиально важную, системообразующую роль. Начиная с Нового времени у него есть и своя идеология - либерализм.
"Слово и понятие 'либерализм' выработаны не нашей жизнью... Доктрина эта строго соответствует в Европе интересам буржуазии, т.е. среднего класса, людей, богатых и умственным развитием, и капиталами.
На "правовую личность", "субъективное право" и "частную собственность" в России исторически острый дефицит. По дороге, проходившей во времени и пространстве через Византию, римское наследие претерпело серьезные метаморфозы и пришло к нам уже православием. Гражданский "дух законности" считается в нем затхлым, ибо закон может быть только один: Божий. Склонность к нравственному осуждению права препятствовала становлению в российском обществе горизонтальной системы коммуникаций. У русских "все приобретает религиозный характер, они плохо понимают относительное"
Мы не так верим и не так торгуем. Наша правовая культура чужда индивидуализму. Понятие "середины" для нас означает не равновесное, но переходное состояние. Почему же мы пошли по западному пути развития, всей силой В дело вступила инверсия: социокультурные ценностные доминанты не вырабатывались внутренней культурой страны, а импортировались. Но при проекции друг на друга двух неравноправных структур излишки "второсортной" отсекаются, а пустоты - заполняются "назначенными" или виртуальными общностями. Это и произошло, когда в свое время возникла необходимость в российском среднем классе.
2) Из истории
Исторически первым на роль среднего класса было предложено дворянство. В XIX в. "воздух свободомыслия" проник в Россию и идеи либерализма стали обсуждаться в образованных кругах, приведя к становлению "дворянского либерализма". Но "дворянский" - значит "небуржуазный", "либерализм" же означает - "буржуазный". Противоречие прекрасно видели сами дворяне. Б.Н.Чичерин писал, что, поскольку в российском обществе лишь дворянство мало-мальски осознает свои права и имеет высокий образовательный уровень, оно - "единственный возможный политический деятель". "Политическая свобода основывается на свободе личной, а последняя исчезла в России с возникновением Московского государства... Только с раскрепощением высших сословий начинается заря новой жизни. Жалованные грамоты дворянству внесли в русское государство начала свободы и права"
Другого кандидата на роль среднего класса некоторые исследователи видят в российском купечестве. Дворяне готовы были вести диалог с властью, но предпринимательскую деятельность считали ниже своего достоинства. Купцы торговали, но от власти держались в стороне. деловая психология российского купца была слабо связана с частнокапиталистической этикой, опирающейся на честность и бережливость
Бурная индустриализация конца XIX в., казалось, создала все условия для зарождения собственно российской буржуазии, но сам этот процесс напоминал эксперимент. Однако забывалось, что для капитализма требуются не только энтузиазм "сверху" и быстрый демографический рост, но и капитал, "наличие капиталистического духа", рынок. В результате с первых же шагов капитализма в России обнаружилось активное стремление к объединениям монополистического типа. Российская промышленность и банковская сфера не прошли через свободную конкуренцию, Вследствие стремительной олигархизации группа лидеров оторвалась от своих социальных ресурсов, и самым слабым элементом структуры оказались классоцементирующие средние слои.
На роль среднего класса есть еще один кандидат - интеллигенция. Роль заплаты, прикрывающей отсутствие российского среднего класса, интеллигенция сыграла плохо. Либеральное мировоззрение осталось для нее по преимуществу чуждым, но пребывание на политической сцене пришлось по вкусу. Русская интеллигенция в ее целом не понимала и до сих пор не понимает значения и смысла промышленного капитализма. Она видела в нем только 'неравное распределение', 'хищничество' или 'хапание' и не видела в его торжестве победы более производительной системы".
3) Сейчас
Его причиной фундаментальное различие между ранней социализацией, сопровождающейся сознанием негарантированного выживания, и той, при которой выживание принимается как должное.
Структурно неотъемлемую часть западного среднего класса (в понимании СМИ) ныне составляют лишенные собственного бизнеса и сильно различающиеся по уровню доходов профессионалы, которые были идентифицированы как "новый класс" (к примеру, в США) только во второй половине XX в. Курс на государство всеобщего благосостояния сделал образование доступным для представителей самых разных социальных слоев, что привело к распространению "заразы интеллигенции": к появлению слоя высокообразованных людей с небольшим доходом. Но не применяемые на практике знания ведут к усиливающемуся недовольству
мы "тут" сознательно учимся рынку во второй раз
политическая культура все еще очень сильна в России
культивируемый при тоталитарных режимах инфантилизм политической рефлексии вряд ли будет изжит в рамках одного-двух поколений
влияние православия существенно уменьшилось. Православной русской культуре, идеализирующей бескорыстие, частное право всегда было чуждым и непонятным, и это давало основания полагать, что в традиционно православном обществе никогда не укоренятся начала либерализма
4) Суть среднего класса
То, как мы себя ведем, чего хотим от жизни и каким образом эффективнее на нас повлиять, напрямую зависит от характеристик социально-экономической общности, к которой мы привязаны нашими жизненными обстоятельствами и самооценкой.
психография
Современные подходы к стратификации все чаще опираются на стили жизни, на культурные и иные нематериальные идентификаторы групповой принадлежности
И хотя никто не отрицает важности экономических факторов, ведущая роль им уже не гарантирована.
Валидной стратификации российского общества нет, попытки описать предпочтения российского среднего класса напоминают изучение привычек питания лохнесского чудовища.
Когда мы радуемся "нарождающемуся российскому среднему классу", мы радуемся успехам модернизации, вроде бы обещающей более сытую жизнь.
Но не стоит упускать из виду, что погоня за средним классом - это попытка догнать вчерашний день западных стран. Если наша цель - эндогенный средний класс, то, возможно, имело бы смысл воссоздать контекст, в котором на Западе возникала буржуазия. Если же мы по обыкновению хотим догнать не вчерашний день западных стран, а завтрашний, то здесь даже говорить ничего не хочется из-за опасности, что кто-то примет сказанное всерьез.
Так что нам дает наличие среднего класса? Прежде всего, гражданское общество.
Наличие в стране "догоняющего типа развития" среднего класса связано с модернизацией, модернизация же зависит от объема зарубежных инвестиций. С 1992 по 1999 г. суммарных инвестиций в пересчете на душу населения было получено: в Венгрии - 1581 долл., в Чехии - 1493 долл., в Польше - 511 долл., в России - 71 долл. [Согйопшег 2002].
Вероятно, еще не поздно оставить во многом терминологический спор относительно российского среднего класса, не дожидаясь, пока он приобретет идеологический характер.
5) Кого следует относить к среднему классу
Согласно двум критериям: стратификационному (принадлежность к социальной группе, слою, классу определяется по объективным показателям доходов, стандартов потребления и т.д.) и идентификационному (социальная принадлежность определяется самоотнесением респондента).
Средний класс как поборник и пример модернизации.
в России эта их роль по сути дела усматривается едва ли не исключительно в демонстрации новых типов потребления и проведения досуга.
Между тем задачи модернизации, да еще в такой стране, как Россия, предполагают - и требуют! - неимоверно более широкого и активного участия в процессах преобразования экономики, политики, культуры. Такая ноша вряд ли по плечу людям, чьи мотивации в основном не выходят за горизонты потребленчества.
Средний класс (по Дилигенскому) часть российского общества, описываемая как средний класс, обладает способностью генерировать субъектов модернизации.
"модернизация человека": именно она инициирует и определяет содержание трансформаций, продвигающих общество к более высоким цивилизационным уровням. "Суть этой модернизации заключается в становлении типа личности, ориентированной на индивидуальную самостоятельность, на свободное самоопределение в социальном пространстве, на ответственность за собственную судьбу" . "субъект модернизации" как определенный тип личности.
"идеалтипический" образ такого субъекта:
набор поведенческих и нормативных, ценностных и морально-этических характеристик": "преданность своему делу, трудолюбие и стремление к успеху, основательность, рационализм и умеренность, независимость и любовь к свободе, социальная солидарность, готовность помогать обездоленным
уважение к закону, подчинение социальным нормам"!!!
Модернизация человека" определяется степенью его освобождения от традиционных общностей (групп, кланов, корпораций), воспроизводящих набор ментальных и поведенческих стереотипов. Грубо говоря, это состояние, когда человек перестает переживать новизну перемен как травму, болезненную ломку и начинает относиться к ним как к нормальному явлению - когда он адаптируется к ним. «...Такого рода практика, не зажатая в тиски "внутренних" и "внешних" табу, освобождает творческие потенции людей и направляет их в русло инновационной активности.
"постсоциалистическая бюрократия унаследовала от старой номенклатуры авторитарный менталитет и стиль руководства, консерватизм, неспособность подчинить свою деятельность общественно значимым целям и ценностям. Главный ее интерес состоит в укреплении и расширении собственной власти, поэтому постсоциалистическая бюрократия сопротивляется любым структурным преобразованиям, способным расширить реальные права и возможности экономических и социальных субьектов, от этой власти независимых"
6) Малое предпринимательство
Кривая численности малых предприятий в России после резкого рывка вверх, до отметки, близкой в 1993 г. к 1 млн., превратилась в почти плоскую, с незначительными колебаниями горизонтальную линию. К концу 2005 г. она так и не дотянулась до милионной отметки.
доля предпринимателей, имеющих наемных работников, составляет 12% "среднего класса" и еще 6.4% принадлежат к категории "семейного бизнеса", между тем как основную массу - 52% - образуют квалифицированные специалисты и рабочие (исследование Российского независимого института социальных и национальных проблем - РНИСиНП 2002 г.
Слабость "корневой системы" отечественного предпринимательства, по-видимому, должна быть соотнесена с куда более масштабной проблемой - ущерба, причиненного советским (отчасти и досоветским) прошлым национальному генофонду.
На протяжении почти целого столетия социум последовательно (чуть ли не напрашивается слово "целенаправленно") обескровливал себя, лишаясь в первую очередь наиболее активных, динамичных, творческих компонентов.
теме "утечки мозгов" должны быть, как представляется, несколько смещены акценты. Под "мозгами" имеются в виду, главным образом, если не исключительно, научные кадры. Существуют многочисленные подсчеты потерь - миллионы и миллионы долларов - от эмиграции людей науки . Куда реже встречаются раздумья о том, почему же эти миллионы не смогли материализоваться в родном отечестве. Значит, ни государство, ни российский крупный бизнес в его нынешнем виде не в состоянии использовать имеющийся (еще сохраняющийся?) потенциал науки?
Еще одна распространенная версия связывает немощь мелкого предпринимательства с известной российской традицией негативного отношения к "деловым людям"
двойную трудность, которую приходится преодолевать малому предпринимателю в нашем обществе: «"внешнюю", в виде незащищенности от чиновничьего и криминального произвола (о чем чуть ниже), и "внутреннюю" - "субьективное переживание" своего положения "как нормативно и морально неясного, двусмысленного, не опирающегося на устойчивые социальные установки, легитимирующие предпринимательскую деятельность в самосознании самой личности»
Наиболее убедительной выглядит версия, связывающая нынешнее состояние малого бизнеса с "административными барьерами" - эвфемизм, обозначающий невыносимое подчас давление,
Кое-какие меры вроде бы облегчают существование предпринимателя, например, постепенно распространяющаяся практика "одного окна". Ловушка обнаруживается потом: как только предприятие станет на ноги - тут же слетаются вымогатели под предлогом проверок, инспекций, лицензирования, сертификации и т.д. «Власти "мягко стелют" (барьеры на входе минимальны), но потом малому предпринимателю без нужных связей бывает "жестко спать"».
СРЕДНИЙ КЛАСС В РОССИИ
План
1) Есть ли средний класс в России
2) Средний класс в Европе
3) Из истории
4) Суть среднего класса
1) Есть ли средний класс в России
Что такое средний класс? В дискуссиях это либо некая середина общей совокупности россиян, определяемой независимо от общественного строя, либо отечественная протобуржуазия, сви- детельствующая об успехах модернизации западноевропейского образца. Кто такое средний класс, и зачем он необходим!
1) Средний класс в Европе
Термин "средний класс" впервые стал использоваться в XV в. в Англии для описания небольшой группы городских предпринимателей, находящихся между крупными землевладельцами и наемной рабочей силой. В единое целое представителей среднего класса объединяет несколько признаков:
1. экономическая независимость.
2. Профессионализм и опирающаяся на него высокая самооценка, а также ощущение своей значимости для общества.
3. Отсюда третья черта: выраженная гражданственность.
Все это дает возможность среднему классу осуществлять в обществе стабилизирующие функции. В странах с открытой рыночной экономикой средний класс играет принципиально важную, системообразующую роль. Начиная с Нового времени у него есть и своя идеология - либерализм.
"Слово и понятие 'либерализм' выработаны не нашей жизнью... Доктрина эта строго соответствует в Европе интересам буржуазии, т.е. среднего класса, людей, богатых и умственным развитием, и капиталами.
На "правовую личность", "субъективное право" и "частную собственность" в России исторически острый дефицит. По дороге, проходившей во времени и пространстве через Византию, римское наследие претерпело серьезные метаморфозы и пришло к нам уже православием. Гражданский "дух законности" считается в нем затхлым, ибо закон может быть только один: Божий. Склонность к нравственному осуждению права препятствовала становлению в российском обществе горизонтальной системы коммуникаций. У русских "все приобретает религиозный характер, они плохо понимают относительное"
Мы не так верим и не так торгуем. Наша правовая культура чужда индивидуализму. Понятие "середины" для нас означает не равновесное, но переходное состояние. Почему же мы пошли по западному пути развития, всей силой В дело вступила инверсия: социокультурные ценностные доминанты не вырабатывались внутренней культурой страны, а импортировались. Но при проекции друг на друга двух неравноправных структур излишки "второсортной" отсекаются, а пустоты - заполняются "назначенными" или виртуальными общностями. Это и произошло, когда в свое время возникла необходимость в российском среднем классе.
2) Из истории
Исторически первым на роль среднего класса было предложено дворянство. В XIX в. "воздух свободомыслия" проник в Россию и идеи либерализма стали обсуждаться в образованных кругах, приведя к становлению "дворянского либерализма". Но "дворянский" - значит "небуржуазный", "либерализм" же означает - "буржуазный". Противоречие прекрасно видели сами дворяне. Б.Н.Чичерин писал, что, поскольку в российском обществе лишь дворянство мало-мальски осознает свои права и имеет высокий образовательный уровень, оно - "единственный возможный политический деятель". "Политическая свобода основывается на свободе личной, а последняя исчезла в России с возникновением Московского государства... Только с раскрепощением высших сословий начинается заря новой жизни. Жалованные грамоты дворянству внесли в русское государство начала свободы и права"
Другого кандидата на роль среднего класса некоторые исследователи видят в российском купечестве. Дворяне готовы были вести диалог с властью, но предпринимательскую деятельность считали ниже своего достоинства. Купцы торговали, но от власти держались в стороне. деловая психология российского купца была слабо связана с частнокапиталистической этикой, опирающейся на честность и бережливость
Бурная индустриализация конца XIX в., казалось, создала все условия для зарождения собственно российской буржуазии, но сам этот процесс напоминал эксперимент. Однако забывалось, что для капитализма требуются не только энтузиазм "сверху" и быстрый демографический рост, но и капитал, "наличие капиталистического духа", рынок. В результате с первых же шагов капитализма в России обнаружилось активное стремление к объединениям монополистического типа. Российская промышленность и банковская сфера не прошли через свободную конкуренцию, Вследствие стремительной олигархизации группа лидеров оторвалась от своих социальных ресурсов, и самым слабым элементом структуры оказались классоцементирующие средние слои.
На роль среднего класса есть еще один кандидат - интеллигенция. Роль заплаты, прикрывающей отсутствие российского среднего класса, интеллигенция сыграла плохо. Либеральное мировоззрение осталось для нее по преимуществу чуждым, но пребывание на политической сцене пришлось по вкусу. Русская интеллигенция в ее целом не понимала и до сих пор не понимает значения и смысла промышленного капитализма. Она видела в нем только 'неравное распределение', 'хищничество' или 'хапание' и не видела в его торжестве победы более производительной системы".
3) Сейчас
Его причиной фундаментальное различие между ранней социализацией, сопровождающейся сознанием негарантированного выживания, и той, при которой выживание принимается как должное.
Структурно неотъемлемую часть западного среднего класса (в понимании СМИ) ныне составляют лишенные собственного бизнеса и сильно различающиеся по уровню доходов профессионалы, которые были идентифицированы как "новый класс" (к примеру, в США) только во второй половине XX в. Курс на государство всеобщего благосостояния сделал образование доступным для представителей самых разных социальных слоев, что привело к распространению "заразы интеллигенции": к появлению слоя высокообразованных людей с небольшим доходом. Но не применяемые на практике знания ведут к усиливающемуся недовольству
мы "тут" сознательно учимся рынку во второй раз
политическая культура все еще очень сильна в России
культивируемый при тоталитарных режимах инфантилизм политической рефлексии вряд ли будет изжит в рамках одного-двух поколений
влияние православия существенно уменьшилось. Православной русской культуре, идеализирующей бескорыстие, частное право всегда было чуждым и непонятным, и это давало основания полагать, что в традиционно православном обществе никогда не укоренятся начала либерализма
4) Суть среднего класса
То, как мы себя ведем, чего хотим от жизни и каким образом эффективнее на нас повлиять, напрямую зависит от характеристик социально-экономической общности, к которой мы привязаны нашими жизненными обстоятельствами и самооценкой.
психография
Современные подходы к стратификации все чаще опираются на стили жизни, на культурные и иные нематериальные идентификаторы групповой принадлежности
И хотя никто не отрицает важности экономических факторов, ведущая роль им уже не гарантирована.
Валидной стратификации российского общества нет, попытки описать предпочтения российского среднего класса напоминают изучение привычек питания лохнесского чудовища.
Когда мы радуемся "нарождающемуся российскому среднему классу", мы радуемся успехам модернизации, вроде бы обещающей более сытую жизнь.
Но не стоит упускать из виду, что погоня за средним классом - это попытка догнать вчерашний день западных стран. Если наша цель - эндогенный средний класс, то, возможно, имело бы смысл воссоздать контекст, в котором на Западе возникала буржуазия. Если же мы по обыкновению хотим догнать не вчерашний день западных стран, а завтрашний, то здесь даже говорить ничего не хочется из-за опасности, что кто-то примет сказанное всерьез.
Так что нам дает наличие среднего класса? Прежде всего, гражданское общество.
Наличие в стране "догоняющего типа развития" среднего класса связано с модернизацией, модернизация же зависит от объема зарубежных инвестиций. С 1992 по 1999 г. суммарных инвестиций в пересчете на душу населения было получено: в Венгрии - 1581 долл., в Чехии - 1493 долл., в Польше - 511 долл., в России - 71 долл. [Согйопшег 2002].
Вероятно, еще не поздно оставить во многом терминологический спор относительно российского среднего класса, не дожидаясь, пока он приобретет идеологический характер.
5) Кого следует относить к среднему классу
Согласно двум критериям: стратификационному (принадлежность к социальной группе, слою, классу определяется по объективным показателям доходов, стандартов потребления и т.д.) и идентификационному (социальная принадлежность определяется самоотнесением респондента).
Средний класс как поборник и пример модернизации.
в России эта их роль по сути дела усматривается едва ли не исключительно в демонстрации новых типов потребления и проведения досуга.
Между тем задачи модернизации, да еще в такой стране, как Россия, предполагают - и требуют! - неимоверно более широкого и активного участия в процессах преобразования экономики, политики, культуры. Такая ноша вряд ли по плечу людям, чьи мотивации в основном не выходят за горизонты потребленчества.
Средний класс (по Дилигенскому) часть российского общества, описываемая как средний класс, обладает способностью генерировать субъектов модернизации.
"модернизация человека": именно она инициирует и определяет содержание трансформаций, продвигающих общество к более высоким цивилизационным уровням. "Суть этой модернизации заключается в становлении типа личности, ориентированной на индивидуальную самостоятельность, на свободное самоопределение в социальном пространстве, на ответственность за собственную судьбу" . "субъект модернизации" как определенный тип личности.
"идеалтипический" образ такого субъекта:
набор поведенческих и нормативных, ценностных и морально-этических характеристик": "преданность своему делу, трудолюбие и стремление к успеху, основательность, рационализм и умеренность, независимость и любовь к свободе, социальная солидарность, готовность помогать обездоленным
уважение к закону, подчинение социальным нормам"!!!
Модернизация человека" определяется степенью его освобождения от традиционных общностей (групп, кланов, корпораций), воспроизводящих набор ментальных и поведенческих стереотипов. Грубо говоря, это состояние, когда человек перестает переживать новизну перемен как травму, болезненную ломку и начинает относиться к ним как к нормальному явлению - когда он адаптируется к ним. «...Такого рода практика, не зажатая в тиски "внутренних" и "внешних" табу, освобождает творческие потенции людей и направляет их в русло инновационной активности.
"постсоциалистическая бюрократия унаследовала от старой номенклатуры авторитарный менталитет и стиль руководства, консерватизм, неспособность подчинить свою деятельность общественно значимым целям и ценностям. Главный ее интерес состоит в укреплении и расширении собственной власти, поэтому постсоциалистическая бюрократия сопротивляется любым структурным преобразованиям, способным расширить реальные права и возможности экономических и социальных субьектов, от этой власти независимых"
6) Малое предпринимательство
Кривая численности малых предприятий в России после резкого рывка вверх, до отметки, близкой в 1993 г. к 1 млн., превратилась в почти плоскую, с незначительными колебаниями горизонтальную линию. К концу 2005 г. она так и не дотянулась до милионной отметки.
доля предпринимателей, имеющих наемных работников, составляет 12% "среднего класса" и еще 6.4% принадлежат к категории "семейного бизнеса", между тем как основную массу - 52% - образуют квалифицированные специалисты и рабочие (исследование Российского независимого института социальных и национальных проблем - РНИСиНП 2002 г.
Слабость "корневой системы" отечественного предпринимательства, по-видимому, должна быть соотнесена с куда более масштабной проблемой - ущерба, причиненного советским (отчасти и досоветским) прошлым национальному генофонду.
На протяжении почти целого столетия социум последовательно (чуть ли не напрашивается слово "целенаправленно") обескровливал себя, лишаясь в первую очередь наиболее активных, динамичных, творческих компонентов.
теме "утечки мозгов" должны быть, как представляется, несколько смещены акценты. Под "мозгами" имеются в виду, главным образом, если не исключительно, научные кадры. Существуют многочисленные подсчеты потерь - миллионы и миллионы долларов - от эмиграции людей науки . Куда реже встречаются раздумья о том, почему же эти миллионы не смогли материализоваться в родном отечестве. Значит, ни государство, ни российский крупный бизнес в его нынешнем виде не в состоянии использовать имеющийся (еще сохраняющийся?) потенциал науки?
Еще одна распространенная версия связывает немощь мелкого предпринимательства с известной российской традицией негативного отношения к "деловым людям"
двойную трудность, которую приходится преодолевать малому предпринимателю в нашем обществе: «"внешнюю", в виде незащищенности от чиновничьего и криминального произвола (о чем чуть ниже), и "внутреннюю" - "субьективное переживание" своего положения "как нормативно и морально неясного, двусмысленного, не опирающегося на устойчивые социальные установки, легитимирующие предпринимательскую деятельность в самосознании самой личности»
Наиболее убедительной выглядит версия, связывающая нынешнее состояние малого бизнеса с "административными барьерами" - эвфемизм, обозначающий невыносимое подчас давление,
Кое-какие меры вроде бы облегчают существование предпринимателя, например, постепенно распространяющаяся практика "одного окна". Ловушка обнаруживается потом: как только предприятие станет на ноги - тут же слетаются вымогатели под предлогом проверок, инспекций, лицензирования, сертификации и т.д. «Власти "мягко стелют" (барьеры на входе минимальны), но потом малому предпринимателю без нужных связей бывает "жестко спать"».