ГлавнаяarrowСоциологияarrowПонятие культуры. Функции культуры в обществе. Культурный шок и способы его разрешения.

Понятие культуры. Функции культуры в обществе. Культурный шок и способы его разрешения.

Культура как социальное явление
1. Понятие и сущность культуры. Взгляды классиков социологии на сущность культуры.
2. Культура и личность. Культурный шок.
3. Типы культуры.
4. Функции культуры в обществе.
5. Тенденции развития культуры в современном мире.
1. Понятие и сущность культуры. Взгляды классиков социологии на сущность культуры.
Понятие "культура" одно из наиболее часто употребляемых в современном гуманитарном знании. Оно пришло в европейские языки из латинского (cultura (колере) - возделывание, воспитание, развитие, почитание, населять, покровительствовать - множество значений). Затем возникли самостоятельные термины из некоторых значений этого понятия (колония - из населять, культ - из поклоняться, почитать, во французском - кутюр - из культура приобрело особое значение высокая мода - везде один древний корень). Изначально культура всегда представлялась как культивирование, выращивание чего-либо (обычно животных и растений). Однако в дальнейшем представление о культивировании перешло с естественных процессов на человеческое развитие (уже Френсис Бекон в 18 в. говорил о культуре и удобрении умов). Сейчас понятие культура ума воспринимается прямо и непосредственно, а не в переносном смысле. С 19 в. начинается многообразная и запутанная история современного слова культура. Когда мы говорим о культуре полезно упомянуть и другой термин «цивилизация». Это слово происходит от латинского «цивис» - гражданин, и «цивилис», т.е. принадлежащий, относящийся к гражданству. Этот термин также стал выражать смысл исторического процесса и его достижений, очищения нравов, воцарения законности и социального порядка. В европейских странах этот термин стал использоваться во множественном числе, стали говорить о цивилизациях. Итак мы получили 2 термина - культура и цивилизация. Это в общем основные термины с которыми связан анализ содержания социологии культуры. Ну, немножко еще о развитии этих слов в русском языке. В России слово культура зафиксировано не так уж и давно по историческим масштабам. Зафиксировано впервые в карманном словаре иностранных слов, изданном в 1845 г. Особого распространения оно не имело даже у тогдашних властителей дум, революционных демократов Добролюбова, Писарева, Чернышевского и других оно не встречается. В 1880-е. гг. начинает распространяться все шире и получает в конечном счете все тоже богатство значений, что и в западно-европейских языках. И согласно Владимиру Далю (это цитата из его словаря) культура - это обработка и уход, возделывание, также и образование, умственное и нравственное. Подобным же образом термин цивилизация проник в Россию вместе с переводными книгами и в России в 20 в. под термином цивилизация стали понимать общее состояние общества, уровень воспитания, поведения и манер и цивилизация противопоставлялась дикости и варварству. Итак, подводя итог рассмотрению развития слова культура. Какой смысл этого термина.
Во-первых, это обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития.
Во-вторых, это обозначение состояния общества (статика).
В-третьих, это указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-то обществу, группе людей, какому-то историческому периоду.
В-четвертых, это обозначение продуктов интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности людей (музыки, литературы, живописи, театра и т.д.) Пожалуй именно этот смысл этого термина наиболее широко примненяем в нашем обыденном языке, в конце концов, это именно то, чем занимается наше министерство культуры.
В самом широком смысле культура есть то, что создано человеком, это вся совокупность продуктов человеческой деятельности, форм социально-политической организации общества, духовных процессов, состояний человека и видов его деятельности. Таким образом, культура включает и объединяет опредмеченную, "застывшую" человеческую деятельность, результаты "возделывания" действительности и "живую" - саму жизнь человечества, сегодняшний процесс возделывания, окультуривания действительности. У некоторых животных имеется ограниченная способность к созданию культуры, но только люди основывают на ней свою жизнь.
Культуру можно определить как уровень развития человека и общества, отраженный в созданных ими материальных и духовных ценностях, а также сам процесс творческой деятельности людей.
Понятие "культура" активно используется общественными и гуманитарными науками в XX в., что сопровождается выработкой несметного количества определений культуры, из которых обратим внимание на два наиболее лаконичных: культура - это "вторая природа" (К. Маркс) и культура - это "не природа" (Эдуард Маркарян). И в первом и во втором случаях ставится и некоторым образом решается вопрос о соотношении культуры и природы. "Первая" природа выступает важнейшим условием появления "второй". Но, возникая на основе природы, отталкиваясь от нее, культура переиначивает ее, обособляясь, обретая самостоятельность. Изучение длительного и постепенного процесса обособления культуры от природы, вырастания культуры из природы позволяет глубже проанализировать историю развития общества.
Итак, спецификой социологического подхода к культуре является анализ взаимосвязи культуры с общественным развитием: со стадиями развития цивилизации, с этнической эволюцией, с развитием отношений между всеми основными социальными субъектами. При этом не только рассматривается культура в целом, как единая система, но исследуется ее дифференциация, обусловленная многообразием форм социальной жизни - выделяются культуры различных социальных субъектов: культуры национальные, классовые, культуры разных поколений, разных типов поселений и т. д.
При этом для социологии особенно важны способы взаимодействия, диалога или конфликта этих "подкультур" внутри "большой" культуры. Анализ данной проблемы позволяет выделить два вектора в развитии отношений между культурами классов, этносов, поколений, полов, жителей города и деревни: в направлении к самоизоляции, обособлению и в направлении к сближению.
Культура не может существовать вне общества, не опираясь на его определенный экономический уровень развития, на систему правовых норм.
В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть основные социологические концепции культуры под углом зрения взаимодействия "культурного" и "социального".
Значительную роль в преодолении иллюзий относительно всесилия разума в воспроизводстве социокультурного процесса, в становлении исторической социологии сыграл В. Дильтей, считавший почти тождественной самой жизни духовно-душевную целостность бытия, культуру как "дух". Особый "духовный мир", присущий каждой культуре, эпохе, обусловливает, по мнению Дильтея, социальную деятельность совокупностью заключенных в нем смыслообразующих факторов.
Идея культурно-ценностной обусловленности социальных процессов явилась в определенном смысле "общим знаменателем" для большинства русских мыслителей, а тема русского социокультурного цивилизационного своеобразия стала одной из ведущих в творчестве Н. А. Бердяева ("Душа России" и др.), И. А. Ильина ("Путь духовного обновления"), С. Л. Франка ("Русское мировоззрение"), Н. О. Лосского ("Характер русского народа"), И. А. Солоневича ("Народная монархия") и в ряде работ других крупных исследователей. Современный исследователь Ионин Леонид Григорьевич
Свой вклад в постановку проблемы культуры как социального феномена внесли Э. Дюркгейм и М. Вебер. Дюркгейм определил культуру как "коллективное, или общее, сознание". Последнее имеет, с его точки зрения, специфические черты, превращающие это "сознание" в особую реальность: совокупность верований и чувств, общих в основном для одного и того же общества.
Автор понимающей социологии М. Вебер считал, что "понять" поведение социальных субъектов невозможно без постижения переживаемого самим субъектом "смысла" своего поведения. По Веберу, первичная реальность общества есть культура, которая может проявляться как в социальных структурах типа семьи, государства, так и в духовных формах - религии, искусстве, науке. Культура, в отличие от технологической цивилизации, эмоциональна, личностна, социально ориентирует субъекта. Вебер подчеркивал, что "предполагаемый смысл" реального поведения в подавляющем большинстве случаев самим действующим субъектом осознается смутно или вовсе не осознается.
2. Культура и личность. Культурный шок.
Человек - "клеточка" организма культуры, результат окультуривания и творец культуры. С одной стороны, личность не может привнести в культуру истину в последней инстанции, "возделать" действительность до совершенства, до абсолюта; с другой - активность личности всегда значима, никогда не безразлична для культуры, может творчески развивать или деформировать культуру во всех ее формах.
Для социологической теории культуры важно выяснить различные по содержанию, по индивидуальной значимости уровни связи человека с культурой, которым должны соответствовать определенные уровни индивидуального сознания.
Культурность индивида может быть высокой или низкой в зависимости от того, насколько полно и гармонично освоена субъектом культура в ее традиционных и новаторских формах. Поэтому высокий уровень овладения культурой предполагает системное, а не фрагментарное ее освоение. В. В. Розанов: "Культурен тот, кто не только носит в себе какой-нибудь культ, но кто и сложен, т. е. не прост, не однообразен в идеях своих, в чувствах, в стремлениях, наконец, в навыках и всем складе жизни".
Культурность личности возникает под непосредственным влиянием социокультурного смыслового поля эпохи, определяющего иерархию ценностей, объектов возможного культа.
Одной из важнейших проблем самореализации личности в социокультурном процессе является проблема разрешения противоречий, возникающих между мировоззрением личности, ее основными духовными ценностями и требованиями ее социальных ролей, стереотипами поведения личности как члена различных социальных групп и процессов.
В современном мире проблема отражения и воссоздания личностью культуры осложняется и потому, что предполагает овладение не только ролями, но и тем, что можно назвать "межролевым", "маргинальным" поведением. Человек все чаще оказывается не в той или иной культуре (национальной, классовой, поколения, пола, территориально-поселенческой группы), а между культурами. Социальная дифференциация в современном обществе динамична, быстро трансформируется; наряду с глобализацией социальной жизни развивается и индивидуализация, ориентация на отдельного человека. Поэтому, стремясь быть культурным, человек все чаще не может опереться на устоявшийся стереотип, воспользоваться уже прописанной ролью, вынужден сам создавать относительно новый образец поведения, соответствующий его мировоззрению, с одной стороны, и нетривиальному социальному положению - с другой.
В своей социальной жизни индивиды создают определенные образцы поведения, которым достаточно большая часть общества постепенно начинает под­чиняться и принимать эти образцы за нечто само собой разумеющееся.
Напр., может быть выдвинута в качестве детали одежды какая-то новая особенность, которая сначала воспринимается всеми как что-то даже раздражающее, или, но крайней мере, ни для кого необязательное. Но со временем все большее коли­чество людей перенимает новинку в одежде, и на каком-то этапе эта новинка становится обычной и привычной нормой для боль­шинства.
Так происходит с модой на определенные галстуки - узкие или широкие, на шляпы - с большими или малыми полями.
В рома­не братьев Стругацких «Трудно быть богом» герой, землянин, работает наблюдателем цивилизации на одной из далеких планет, он вра­щается в высшем свете того общества. И ему очень неудобно об­ходиться без носового платка, который еще не был изобретен в той цивилизации. И тогда герой вводит специально моду на но­совой платок. На одном из светских раутов он небрежно достает небольшой кусок светлой ткани и касается им своего носа. Через некоторое время один из модников высшего общества, рыцарь такой-то, тоже достал из своей кольчуги кусок светлой ткани и победоносно в него высморкался. А спустя еще какое-то время многие дамы и рыцари таскали за собой огромные, волочащи­еся по полу куски ткани, грациозно сморкаясь в них время от времени. Таким образом, герой-землянин специально ввел новую культурную норму - сморкаться не под ноги собеседнику, а в носовой платок.
То есть, в любом обществе необходимо создает­ся множество общепринятых шаблонов поведения, избавляющих индивида от необходимости каждый раз думать, как поступить в том или ином случае. Культурные нормы позволяют как бы автоматизиро­вать поведение людей, делать это поведение в значительной степени машинальным. Можно сказать, что культурные нор­мы придумываются и изобретаются для облегчения жизни больших масс людей.
Напр., при встрече мы обмениваемся рукопожатием, а, придя в магазин, встаем в очередь, и это гораздо удобнее для со­вершения покупки, чем если бы каждый лез без очереди, надеясь на свои локти и кулаки. Люди даже могут и не знать историю происхождения той или иной нормы, но машинально ей следу­ют. Так, обычай при встрече протягивать правую руку возник в древние времена, он означал, что правая рука свободна от ору­жия и, следовательно, человек мирно настроен.
Дадим определение культурной (социальной) норме.
Культурные, или социальные, нормы есть совокупность ожи­даемых стандартизированных способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более или менее точно.
Разновидности культурных норм.
O привычки,
O манеры,
O этикет,
O обычаи,
O традиции,
O обряды,
O риту­алы,
O нравы,
O законы,
O ценности.
В качестве хода, позволяющего наиболее ярко продемонстрировать, какой важный смысл имеет в настоящее время исследование культуры, важно использовать понятие культурного шока. Каждый наверное испытывал на себе состояние культурного шока. Культурный шок - это то переживание, которое испытывает человек, когда приезжает, например, в чужую страну, когда он попадает в чужую культуру, содержание которой он не знает, и где он становится беспомощным, будь он даже самым компетентным человеком в своей культуре. Когда человеку приходится продумывать, проектировать свои слова и поступки, понимать, что он видит мир не так, как видят мир окружающие люди. Он испытывает трудности, ощущение беспомощности, дезориентированности. Можно привести такой пример, с одним из моих знакомых. Он прилетел в Германию во Франкфурт и в другой город надо было ехать на поезде. Билет на вокзале как и у нас в кассе он купил. Но когда начал готовиться к посадке и искать поезд, обнаружил, что на билете, ни номера поезда, ни номера вагона, ни места нет. На билетет написано только, куда он едет. Начинает думать, ну как же так, могу я сесть на этот поезд, или я должен сесть на другой поезд. В какой хотите в такой и садитесь. Это и был культурный шок, т.к. организация обыденной жизни, а это в конечном счете и есть культурная организация, совокупность норм пользования в Европе совсем иная, чем в России. Человек, владеющий нормами той или иной культуры, это человек, обладающий культурной компетенцией. Я компетентна в России, в Кировской области, в городе. Болгары в знак согласия кивают, а в знак несогласия вертят головой. Понятное дело, что произойдет, если в Германию или в Россию попадет человек, который вырос, скажем, в глуши на острове Гвинея. Ощущение дезориентации будет тем сильнее, чем больше различие культур.
Суть культурного шока - это конфликт культурных норм и ориентаций индивида, это конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания.
Ионин Л.Г. выделяет 5 способов разрешения этого культурного шока. Мы разберем 4. 1) Геттоизация - когда человек старается избегать всякого столкновения с той культурой, в которую он попал. Причины здесь могут быть разные: языковые барьеры (особенно для взрослых), природная робость, особенности вероисповедания. В этом случае он старается создать собственную культурную среду, т.е. окружение соплеменников и отгораживается этим окружением. Практически в любом крупном западном городе существуют изолированные более или менее районы, которые населены представителями других культур (китайские кварталы (чайнатауны), кварталы выходцев из мусульманских стран, индийские кварталы). В берлине, например, есть район Кройтсберг, где в течение многих лет миграции турецких рабочих возникла не просто диаспора, а целый район, где все названия ит.д. турецкие, в центре Берлина. В Москве были такие слободы и кварталы (армянские, немецкие, грузинские). В Америке это Брайтин бич.
2) Ассимиляция - противоположна геттоизации. Индивид отказывается от своей культуры и стремится целиком усвоить необходимый для жизни культурный багаж чужой культуры. Конечно, это не всегда удается. Затруднения могут происходить по разным причинам: может быть не достаточно пластичная личность (особенно эмигрантам в приличном возрасте трудно), либо, что бывает чаще, это сопротивление той культурной среды, членами которой они стремятся стать. Чаще эмигранта не принимают за своего, чем принимают, т.к. одно дело, когда человек приезжает в гости и завтра уехал, или как турист, везет в страну деньги, и совсем другое дело, когда он приезжает и хочет здесь жить, претендует на социальное пособие, на услуги соц. служб, он становится уже конкурентом. Всегда существует противопоставление своих и чужих, что затрудняет ассимиляцию. Именно трудности ассимиляции и порождают геттоизацию. Иногда это невидимые гетто, т.к. контакты только со своими, хотя и живут не рядом.
3) Промежуточный способ - на работе ассимиляция, дома -гетто (дома 2 жены).
4) Колонизация - когда представитель иной культуры активно навязывает свои нормы и ценности и модели поведения окружающим. В этом контексте термин колонизация не имеет политического звучания, не носит оценочного характера, т.е. колонизация это хорошо или плохо. Просто описание определенного типа взаимодействия культурных систем. Колонизация в политическом смысле это лишь одна из форм, причем не самая действенная, культурной колонизации. Т.к. представители иных культур, захватив тот или иной район, поселялись в определенном гетто. Они конечно, подчиняли всю страну, но они поселялись, запирались в своем гетто и культурный обмен шел сугубо односторонне - они силой внушали свои культурные формы. М.б. ненасильственная и гораздо более действенная форма колонизации широко распространенная практика помощи слаборазвитым странам со стороны некоторых государств (ирригационная система в Египте - внедрялась не только новая технологическая модель, но и модели организационной культуры, к которым приспосабливались туземные рабочие, кардинально менялась социальная и культурная организация общества в целом). Например во время американо-вьетнамской войны, американцы, чтобы лишить сопротивление социальной базы (крестьянской общины), они пытались изменить эту общину и ввести современные западные модели земледелия, т.е. фермерство. Но ничего не получилось в этой колонизации. Колонизация м.б. совершенно незаметной - американизация западной жизни.
Мы кратко перечислили формы преодоления культурного шока, или конфликта культур и мы можем увидеть, что эти формы связаны с нашим типом переживаний того, что мы видим в окружающем мире.
3. Типы культуры.
Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам труда и способам окультуривания человеком действительности - физическому и умственному.
Обычно под материальной культурой понимается сфера материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и др.). Понятие "духовная культура" можно определить как уровень развития человека и общества, отраженный в созданных ими духовных ценностях (познание, нравственность, воспитание, право, наука, искусство, литература, религия, идеология, мифология), а также сам процесс творческой деятельности людей. Физические усилия позволяют обрести явлению культуры плоть, материализоваться. Духовные же усилия определяют стиль окультуривания действительности, вырабатывают критерии культурности или некультурности человеческих действий.
Принято считать, что главным богатством общества являются материальные ценности: полезные ископаемые - нефть, газ, лесные ресурсы, плодородные земли, а также различные строения - здания, мосты, дороги, оборудование, средства производства - станки, техника и т.д., так как первичным считается то, что мож­но потрогать, ощутить, осязать, то есть все материальное.
Но! Эти два вида культуры не только неразрывно связаны между собой, но и нематериальная культура является определяющей в этой оппозиции.
Представим себе два эксперимента:
Эксперимент 1. Предположим, что все наши машины и орудия труда разрушены, а также уничтожены все наши субъективные знания, включая субъективные знания о машинах и орудиях труда и умение пользоваться ими. Однако библиотеки и наша способность учиться, усваивать их содержание выжили. Понятно, что после преодоления значительных трудностей наш мир может начать развиваться снова.
Эксперимент 2. Как и прежде, машины и орудия труда разруше­ны, уничтожены и наши субъективные знания, включая субъективные знания о машинах и орудиях труда и умение пользоваться ими. Одна­ко на этот раз уничтожены и все библиотеки, так что наша способность учиться, используя книги, становится невозможной.
Эксперимент 3. Если в результате бездумной политики или репрессий ис­чезнут образованные люди, талантливые личности, то рано или поздно вся материальная культура начнет разрушаться, техника ржаветь и общество начнет деградировать.
Итак, можно сделать вывод, что нематериальные элементы культуры выступают определяющим началом по отношению к материальным элементам культуры.
Для понимания процессов, протекающих в культуре, вводятся понятия:
а) доминантной культуры, обозначающее те ценности, традиции, взгляды, которые разделяются лишь частью общества, однако эта часть имеет возможность навязывать их обществу в целом, либо в силу того, что данные группы составляют этническое большинство, либо они располагают механизмами принуждения.
б) субкультура - это отличающийся от доминантной культуры стиль жизни и ценности этнических, религиозных, профессиональных, возрастных и многих других групп в обществе, при этом члены таких групп идентифицируют себя с точки зрения этих особых групповых ценностей.
в) контркультура - это разновидность субкультуры, которая находится в состоянии конфликта с доминантной культурой.
По содержанию и характеру связей с религией…

В зависимости от специфических особенностей сфер жизни общества…
· Политическая культура
· Экономическая культура
· Профессиональная культура
· Физическая культура
· Художественная культура
· Городская культура
· Сельская культура и т.д.
Об отношении личности к собственной культуре
Каж­дая личность с самого дня рождения оказывается погруженной в доминирующую культуру и в нормы и ценности целой совокуп­ности субкультур. И каждая личность вырабатывает сознатель­но или бессознательно определенное отношение к той культуре, к которой она принадлежит.
Это отношение может быть двух ви­дов: этноцентризм и культурный релятивизм.
1. Этноцентризм - восприятие личностью культурных норм, традиций и ценностей собственной социальной группы или об­щности в качестве всеобщего эталона и образца. То есть, это предпочтение собственного образа жизни всем остальным.
Этноцентризм характерен как для членов примитивных об­ществ, так и для личности современных, так называемых разви­тых и цивилизованных обществ.
Напр., члены какого-нибудь африканского племени, жи­вущего сбором растений и личинок насекомых, убеждены, что их обычаи и правила жизни являются самыми лучшими и пред­ставляют собой воплощение добродетели. А их соседи, племя каннибалов, считает, что хорошо и даже прекрасно варить несколько часов на слабом огне человека из дру­гого племени, так, чтобы он как можно дольше оставался в со­знании, потому что таким образом улучшаются его вкусовые ка­чества. И они тоже считают, что их обычаи самые лучшие.
Напр., если брать современное европейское общество, то одни люди считают что, например, лучшей формой брака является моногамный брак, когда у мужчины всего одна жена, а полигамия представляется им отклонением от нормы. И что гораздо правильнее, когда молодые люди на свой страх и риск, не имея еще достаточного опыта, выбирают себе мужа или жену. И что неправильно, когда это делают за них родители.
В описании жизни примитивных народов излагается обычай публичной, на деревенской площади, дефлорации девушек, ко­торые достигли половой зрелости. Операция проводится особым мужчиной, выдающиеся физические данные которого позволя­ют ему зарабатывать на жизнь таким способом. И считается, что лишь после этого девушка вполне готова к замужеству. Но для европейского человека такой обычай покажется достойным осуж­дения.
В этноцентризме можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны.
+ Этноцентризм помогает группам и обществам быть более жизнеспособными, сплачи­вает народ, лежит в основе патриотизма.
- В некоторых крайних случаях этноцентризм выражается та­ким образом, что определенный народ начинает себя считать из­бранным, свое мировоззрение - единственно правильным, начинает называть себя сверхрасой и претендует на то, чтобы нести свою собственную культуру в так называемые отсталые народы. Напр., шовинизм, национализм,фашизм и т.д.
2. Второй вид отношения к собственной культуре называется культурным релятивизмом.
Культурный релятивизм - признание за другими куль­турами права и возможности иных норм и образцов поведения; каждую культуру, в том числе и свою собственную, можно по­нять как нечто обусловленное конкретными условиями и обсто­ятельствами возникновения и развития.
Напр., Для европейской культуры, или по-дру­гому, для христианской культуры свойственна моногамная се­мья, то есть состоящая из одного мужчины, одной женщины и детей. Для исламской культуры более типична полигамия, когда у мужчины несколько жен. И можно без конца выяснять, какая норма лучше, а какая хуже. Но если мы возьмем конкретные ус­ловия возникновения исламской культуры, то мы увидим, что она возникла у арабских кочевых племен, постоянно ведущих войны друг с другом. В результате этих войн мужчин было по­стоянно гораздо меньше, чем женщин. И полигамия явилась сред­ством, обеспечивающим рождаемость, достаточную для выжи­вания арабов как народа.
Или, скажем, нам может показаться странной минимальная одежда племен Тропической Африки.
Но надо учитывать особенности климата, при которых была бы неуместна европей­ская одежда - смокинги, шубы, корсеты и т.д.
Вывод: Необходимо разумное отношение личности к своей собствен­ной культуре и культуре других народов. Оно должно быть построено на сочетании как эт­ноцентризма, так и культурного релятивизма. То есть наше чув­ство гордости за свою культуру и наша приверженность ее нор­мам должны соединяться со способностью понимать другие куль­туры и признавать их право на существование. Другие народы имеют право жить так, как они живут.
В зависимости от мастерства и вида аудитории, воспринимающей культуру…
Элитарная Массовая
Культура, ориентированная на небольшую группу людей, обладающих особой восприимчивостью (культура, рассчитанная на элиту). Предпосылки для выделения элитарной культуры заложены в трудах А.Шопенгауэра (делит всех людей «людей пользы» и «людей гения») и Ф.Ницше (выделял из основной массы людей «сверхлюдей», которые обладают волей к власти и особой восприимчивостью к культурным формам). Культура, ориентированная своими произведениями на усредненный уровень развития массовых потребителей материальных и духовных ценностей (телесериалы, попса, эстрадные шоу и т.д.). На передний план выдвигается развлекательная функция. Напр., широкое распространение получает сегодня кич, проявляющийся в ярком, часто безвкусном оформлении журналов, в литературной будльваршине и т.д.
Массовая культура внедряется сверху, технически сфабрикована бизнесменами, рассчитана на пассивных потребителей, их участие ограничивается выбором: покупать ту или иную продукцию. Она является мощным средством манипуляции сознанием, усредняет и консервирует духовное развитие людей. Вместе с тем массовая культура отвечает важным потребностям людей, выполняя компенсаторно-развлекательную функцию, а также функцию социальной адаптации.
Каким образом могут происходить изменения в культуре? С помощью 3-х процессов: изобретения, открытия и диффузия.
4. Функции культуры в обществе.
1. Адаптационная функция. Благодаря культуре индивид и группа адаптируются, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей природной и социальной среды. Культура способна выполнять эту функцию, так как она предлагает или навязывает отдельным индивидам и группам идеалы, нормы, стандарты поведения, которые их мотивируют к одним поступкам и побуждают воздерживаться от других.
2. Познавательная функция. Вооружение человека знаниями, необходимыми для овладения силами природы для познания общественных явлений. При выполнении этой функции решающую роль играет наука.
3. Социализирующая функция. Культура позволяет каждому индивиду формироваться как личности.
4. Нормативная функция. Культура выступает в качестве совокупности идеалов, норм, образцов поведения, предписывает человеку определенные стандарты и правила, обязательные для выполнения.
5. Трансляционная функция. Культура помогает связать прошлое и настоящее. Важную роль в осуществлении этой функции играет традиция.
6. Функция производства новых, ранее не существовавших значений, ценностей и норм.
7. Функция целеполагания. Помогает человеку сформулировать социально значимые цели, сконцентрировать на них свои способности, возможности и действия.
8. Информационная функция. Помогает индивиду и группам получать достоверную, объективную информацию.
5. Тенденции развития культуры в современном мире. Культура - открытая система, т. е. она не завершена, продолжает развиваться и взаимодействовать с не культурой. Современное состояние культуры вызывает обоснованное беспокойство.
1) Одной из глобальных проблем развития общества является эрозия духовной культуры, возникающая в результате тотального распространения однообразной информации, усугубляющей ситуацию "смыслоутраты" в культуре.
2) Культура - это "не природа", она возникла и развивается во взаимодействии с природой. Противостояние культуры и природы не исчезло и сегодня. Однако наметилась тенденция к его преодолению. Раскрытая в учении В. И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена идея ноосферы - будущего царства Разума, Добра, Красоты - находит все более широкий отклик. Как один из атрибутов развития культуры осознается принцип природо-сообразности, основанный на идеях ответственности культуры перед природой, с одной стороны, и относительной свободы "второй природы" от "первой", искусственного от естественного - с другой. Здесь можно говорить о культурном лаге - следствии того, сто отдельные составляющие системы культуры изменяются быстрее других.
3) Одна из основных тенденций внутреннего развития культуры связана с изменением баланса физических и умственных затрат энергии человека в пользу умственных. Начиная с середины XX в. благодаря использованию достижений НТР стала резко сокращаться потребность в тяжелом физическом труде. Физические усилия человека играют все меньшую роль в воспроизводстве социокультурного процесса. Культура, таким образом, все больше определяет себя как продукт творчества человеческого духа, ума, души.
4) Другая внутренняя тенденция эволюции культуры - это переход от конфронтации "локальных", "групповых", "субъективных" культур к их диалогу. XX век внес в осмысление культурного процесса напряженный драматизм отношения "новой" контркультуры и "старой" культуры. Конфликт, взаимное непонимание и неприятие культур рассматриваются как относительная а не абсолютная неизбежность.
5) Еще одна важная тенденция эволюции культуры может быть выражена как преодоление конфликта (при сохранении противоречия) между традиционной культурой и культурой новаторской. Эта тенденция находит воплощение в культуре постмодернизма.
Понятия «классицизм» или «модернизм» позволяют увидеть, насколько прерывной во времени воспринимается культура в тот или иной период.
В начале XX в. в культуре утвердился стиль "модерн". Модернизм - стремление по-новому отразить действительность. Нетривиальность, нетрадиционность рассматриваются в рамках данного стиля как тождественные понятия. Постепенно то, что было модернизмом, частично включилось в традицию.
Современная постмодернистская культура - это культуpa, преодолевающая пропасть между старым и новым, созданным и создаваемым. Ее ткань насыщена "знаками", символами культуры, в ней вырабатывается "консенсус" стремлений сберечь традицию и не отстать от времени.
Совсем не плохо, если будет не только гастрономическое разнообразие культур.
 

Hosted by uCoz