Общественное мнение как социальный феномен. Процесс формирования общественного мнения.
Социология общественного мнения и СМИ.
1. Общественное мнение как социальный феномен.
2. Процесс формирования общественного мнения.
3. СМИ как социальный институт.
4. Слухи как социальный феномен.
1. Социология общественного мнения - это отрасль в социологии (теория среднего уровня), предметом которой является структура, закономерности, механизмы, каналы, формирование и функционирование общественного мнения. Общественное мнение - отношение больших социальных групп, слоев и общества в целом к явлениям, представляющим актуальный общественный интерес. Это отношение проявляется в совокупности представлений, оценок и суждений, разделяемых большинством населения, либо большинством его части.
Термин общественное мнение появился в Англии в 12 в. и представлял буквальный перевод сочетания 2х слов public opinion. Из Англии это выражение проникло в другие страны и с конца 18 в. стало общепринятым. Еще древние философы различали мнение и знание. Знанию, по Аристотелю, присущ атрибут истинности, мнение же субъективно и м.б. ошибочно. Мнение м.б. индивидуальным, коллективным и общественным. Для социологии важно коллективное и общественное мнение. Его систематическое изучение началось во второй половине XIX в. (Г. Тард «Мнение и толпа»). ХХ в. Характеризуется повышением участия населения в общественной жизни, и, соответственно, социологи начали уделять изучению общественного мнения все большее внимание.
В основе изучения общественного мнения лежат опросы населения, анализ результатов голосований, референдумов и т.д. Задачей социологии общественного мнения выступает определение причин и закономерностей формирования общественного мнения, изучение эффективности воздействия СМИ, закономерностей распространения идеологических систем и религиозных верований в обществе, определение степени влияния образа жизни, социального положения и статуса на общественное мнение и т.д.
Методология изучения общественного мнения: 1) составление опросника. Самое важное это выбор и формулировка вопросов. 2) составление выборки это отбор респондентов, которые должны иметь представление о предмете вопросов.
Формы выявления общественного мнения: 1) открытые региональные и общенациональные опросы; 2) закрытые конфиденциальные опросы по заданиям клиентов; 3) экспертные опросы.
Общественное мнение - это специфическое проявление сознания людей, которое характеризуется связью со всеми формами общественного сознания (нравственностью, правосознанием, религией), также представляет собой синтез обыденного и научного знания, духовного и практического воздействия на реальность.
Структура общественного мнения включает рациональные и эмоциональные элементы. Любое событие в фокусе общественного мнения рассматривается прежде всего в оценочном плане, связано с классово-оценочным отражением действительности. Поэтому общественное мнение очень часто пересекается с идеологией. В то же время в нем проявляются массовидные психологические явления и оно также относится к сфере общественной психологии.
2. Процесс формирования общественного мнения. В основе формирования общественного мнения - актуализированный народный интерес. Из этого следуют основные показатели, по которым можно измерить общественное мнение: распространенность, стабильность и интенсивность. Масштабы распространения зависят от объекта общественного интереса, степень распространенности зависит и от субъекта, т.е. той социальной группы, которая порождает общественное мнение. Хотя общественное мнение развивается очень быстро, оно отличается по своей направленности относительной стабильностью. Стабилизатором здесь выступают сами общественные потребности и интересы (они обычно имеют долговременный характер). Однотипная реакция общественного мнения в течение долгого времени ведет к кристаллизации общественного мнения в виде традиций, которые в свою очередь активно воздействуют на формирование общественного мнения людей по другим проблемам. С показателем экстенсивности (распространенности) общественного мнения связан другой показатель - интенсивность, которая зависит от остроты, актуальности проблем, по которым формируется общественное мнение. Это степень выраженности положительных, отрицательных или нейтральных оценочных отношений людей к вопросам окружающей реальности, в виде суждений, которые могут не всегда адекватно отражать деятельностную сторону. Поэтому часто у нас возникает разрыв между словом и делом.
На формирование общественного мнения влияют ряд факторов. Представим их в виде схемы.
Факторы формирования общественного мнения
1. Традиции
2. Образ жизни
3. Окружение
4. Религия
5. Мировоззрение
6. Идеология
7. СМИ
Исходным пунктом формирования общественного мнения является информированность по проблеме, которая зависит от социально-экономических и политических условий жизни общества. Информированность может быть охарактеризована диапазоном обладания знаниями и их глубиной (количеством и качеством информации)
Еще одна характеристика - компетентность общественного мнения. Здесь огромную роль играют СМИ, Интернет. С информационным процессом связаны основные этапы формирования общественного мнения. Перечислим эти этапы формирования общественного мнения:
1) возникновение чувств и представлений в сфере индивидуального сознания (первичное ознакомление с проблемой)
2) истолкование мнений посредством обмена информацией, обсуждение проблемы;
3) распространение сложившегося типизированного мнения в определенном социальном ареале;
4) воздействие общественного мнения на поведение людей, социальную практику.
В процессе формирования общественное мнение переходит из одного состояния в другое посредством преобразования индивидуальных мнений в коллективные мнения и переходя из сферы сознания в сферу практической деятельности.
Выделяют факторы целенаправленного воздействия на сознания людей (внешние факторы) со стороны органов управления и идентификацию интересов личности с интересами группы и общества (внутренние факторы).
Современные социально-философские трактовки общественного мнения:
1) Концепция Николаса Лумана. Луман рассматривает общественное мнение в рамках теории коммуникации. Он отрицает наличие какого-либо субъекта общественного мнения. Центральным является понятие содержание и темы. Благодаря доступности и гласности обществу одновременно предлагается целый спектр тем, которые находятся в центре внимания. Однако одновременно коммуникация по нескольким темам невозможна. Поэтому выбирается одна тема. Луман вводит понятие степени внимания, уделяемого той или иной теме. От степени внимания зависит преобладающее содержание общественного мнения.
2) Концепция Ноэль Нойман (американская исследовательница). Она говорит, что следует различать общественное и обыденное мнение. В основе общественного мнения лежат два источника: 1) непрерывное наблюдение за окружающим миром; 2) улавливание одобрения или не одобрения действия;
Дух и тематика общественного мнения порождаются СМИ, которые формируют настроение и влияют на поведение людей и оценки. Ноймон вводит термин избирательность восприятия, механизмом которой являются социальные установки и спираль молчания - это феномен боязни индивидов оказаться в изоляции выразив личное мнение.
Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, настроения групп и классов. Массовое суждение людей обладают различной степенью объективности: если нет научного фундамента, часто за общественное мнение выдаются предрассудки.
Введем понятие субъекта и объекта общественного мнения. Субъект - это народное большинство, которое обладает структурой (классы, слои, общности). Объект - это то, по поводу чего складывается общественное мнение (например: рыночное отношение, войны, экологические проблемы).
Каналы формирования общественного мнения: СМИ, политическая агитация, межличностное общение.
Функции общественного мнения: 1) контрольная: когда проверяются институты власти и государства; 2) консультативное: даются советы органом власти; 3) Оценочная: определяются приоритеты жизни (что думает, чувствует, хочет народ).
Часто за общественное мнение принимаются социальные стереотипы - это упрощенный образ социальных объектов и событий.
3. СМИ как социальный институт.
В формировании общественного мнения большую роль играет пропаганда - умышленно спровоцированная и направляемая компания с целью заставить людей принять данную точку зрения, настроение или ценность. В этом смысле Г. Блумер делает замечание, что пропаганда вредна и опасна только тогда, когда налицо лишь одна пропаганда. Она направлена на то, чтобы создать у людей некоторые убеждения, что необязательно для рекламы. При этом используются благозвучные стереотипы, такие как демократия, свобода, благосостояние, которые положительно оцениваются большинством населения.
В ХХ в. идеология успешно внедряется в общественное сознание с помощью возникших после изобретения телеграфа, радио и телевидения СМИ. К числу СМИ относятся: пресса, т.е. массовые периодические издания(газеты, журналы), радио, телевидение, Интернет.
Для любого из средств массовой коммуникации характерно:
1) опосредованность общения техническими средствами;
2) организационный характер общения;
3) массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений;
4) однонаправленность информации, отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения.
Средства массовой коммуникации стали, по Дж. Миду, величайшими цивилизирующими факторами, т.к. они сообщают общие установки, сближающие людей. Таким образом, сейчас СМИ являются самым мощным средством формирования общественного мнения, «четвертой властью», в чем подчеркивается их значение в социально-политической структуре общества (1 - законодательная, 2 - исполнительная, 3 - судебная). Опасность манипулирования общественным мнением со стороны СМИ становится все более явной. Существует понятие «лидеров общественного мнения», как правило, наиболее известных и пользующихся авторитетом деятелей, к мнению которых склонно прислушиваться большинство населения.
Любая общественная система так или иначе контролирует СМИ, в то же время они сами являются важнейшим институтом социального контроля. В первом случае происходит вмешательство в деятельность СМИ правительства с помощью цензуры и других средств контроля либо посредством более тонких экономических рычагов.
Известный французский социолог Абраам Моль выделил четыре основные доктрины массовой коммуникации, различающиеся своими целями в отношении воздействия на аудиторию и пониманием места массовой коммуникации в системе культурных ценностей:
1) Демографическая доктрина, цель которой - погрузить индивида в рекламное поле и держать его в нем как можно дольше, используя его стремление к наименьшей затрате усилий.
2) Догматическая доктрина, цель которой - поместить человека в поле направленного воздействия со стороны политической партии, религиозного течения, государства, желающих переделать мир в соответствии с определенной идеологией. В этой доктрине происходит замена рекламных лозунгов догматическими 3) Информационная доктрина, цель которой - просветительство, стремление поднять индивида до уровня культуры того общества, в котором он живет.
4) Динамическая доктрина дополняет информационную, вводя в качестве важной цели - формирование активного отношения людей к собственному развитию, усиление их влияния на темпы развития. По мнению Моля, различные системы массовой коммуникации применяют в разных формах все четыре сформулированные доктрины в различных пропорциях, делая это часто неосознанно, но нередко в зависимости от личных ценностей своих руководителей. Тип политической системы также влияет на выбор той или иной вещательной системы.
Эфеективное функционирование СМИ в современном обществе прямо связано с поиском равновесия между свободой и контролем. Цель развития СМИ в создании такой модели массовой коммуникации, которая позволяла бы государственные и рыночные силы под общественный контроль, а индивиды, группы, организации могли свободно выбирать и проявлять свое согласие или несогласие в отношении путей обустройства собственной жизни благодаря существованию плюрализма информационных систем.
4. Слухи как социальный феномен.
В последнее время многие исследователи отметили падение доверия к официальным источникам информации. Образовавшийся в массовом сознании информационный и аксиологический вакуум не может не заполняться недостоверной массовой информацией, возникающей в том числе и на уровне межличностного общения.
Особое место среди подобного рода информации занимают слухи как один из видов
массовой актуальной информации. Слух, по определению С.И. Ожегова, - молва, известие о ком-нибудь, о чем-нибудь, обычно еще ничем не подтвержденное. В русском языке близко по смыслу к слухам стоят выражения: толки, разговоры, пересуды, сплетни. И если определения «молва», «толки» и «разговоры» обычно носят оценочно-нейтральный характер, то «пересуды» и «сплетни» содержат осуждающее отношение человека, оценивающего степень достоверности полученной им информации.
Слухи есть форма распространения социально значимой информации в обществе, коллективе, группе. В отличие от официальной информации слухи, как правило, не обладают достаточной и надежной информационной основой - наличием установленных фактов, событий и т.п., рождаются в процессе межличностного общения, в ходе обмена информацией между людьми. Они выступают в форме суждений, оценок и прогнозов, для которых характерно наибольшее соответствие ожиданиям людей, причем порождаемых как их надеждами, так и страхом перед будущим.
Закон Олпорта гласит: слух есть функция важности события, помноженной на его Двусмысленность. Интенсивность и направленность слухов, глубина их проникновения в массовое сознание являются важнейшими показателями состояния общества, степени социальной напряженности в нем. Изучение содержания, видов слухов, источников их возникновения и распространения позволяет обществу судить об эффективности работы органов социального управления, степени доверия населения к существующим институтам власти.
Преобладают слухи о политике. На это указали 78% участников прессового опроса. Далее, по мнению респондентов, чаще всего им приходится сталкиваться со слухами из сферы экономики (66,0%) и национальных отношений (61,4%). Часть слухов - из области неразгаданных и таинственных событий: «летающие тарелки», парапсихология, телекинез, колдовство и т.п. (54,9%), местные происшествия (51,6%), а также события в мире искусства (43,1%).
1. Общественное мнение как социальный феномен.
2. Процесс формирования общественного мнения.
3. СМИ как социальный институт.
4. Слухи как социальный феномен.
1. Социология общественного мнения - это отрасль в социологии (теория среднего уровня), предметом которой является структура, закономерности, механизмы, каналы, формирование и функционирование общественного мнения. Общественное мнение - отношение больших социальных групп, слоев и общества в целом к явлениям, представляющим актуальный общественный интерес. Это отношение проявляется в совокупности представлений, оценок и суждений, разделяемых большинством населения, либо большинством его части.
Термин общественное мнение появился в Англии в 12 в. и представлял буквальный перевод сочетания 2х слов public opinion. Из Англии это выражение проникло в другие страны и с конца 18 в. стало общепринятым. Еще древние философы различали мнение и знание. Знанию, по Аристотелю, присущ атрибут истинности, мнение же субъективно и м.б. ошибочно. Мнение м.б. индивидуальным, коллективным и общественным. Для социологии важно коллективное и общественное мнение. Его систематическое изучение началось во второй половине XIX в. (Г. Тард «Мнение и толпа»). ХХ в. Характеризуется повышением участия населения в общественной жизни, и, соответственно, социологи начали уделять изучению общественного мнения все большее внимание.
В основе изучения общественного мнения лежат опросы населения, анализ результатов голосований, референдумов и т.д. Задачей социологии общественного мнения выступает определение причин и закономерностей формирования общественного мнения, изучение эффективности воздействия СМИ, закономерностей распространения идеологических систем и религиозных верований в обществе, определение степени влияния образа жизни, социального положения и статуса на общественное мнение и т.д.
Методология изучения общественного мнения: 1) составление опросника. Самое важное это выбор и формулировка вопросов. 2) составление выборки это отбор респондентов, которые должны иметь представление о предмете вопросов.
Формы выявления общественного мнения: 1) открытые региональные и общенациональные опросы; 2) закрытые конфиденциальные опросы по заданиям клиентов; 3) экспертные опросы.
Общественное мнение - это специфическое проявление сознания людей, которое характеризуется связью со всеми формами общественного сознания (нравственностью, правосознанием, религией), также представляет собой синтез обыденного и научного знания, духовного и практического воздействия на реальность.
Структура общественного мнения включает рациональные и эмоциональные элементы. Любое событие в фокусе общественного мнения рассматривается прежде всего в оценочном плане, связано с классово-оценочным отражением действительности. Поэтому общественное мнение очень часто пересекается с идеологией. В то же время в нем проявляются массовидные психологические явления и оно также относится к сфере общественной психологии.
2. Процесс формирования общественного мнения. В основе формирования общественного мнения - актуализированный народный интерес. Из этого следуют основные показатели, по которым можно измерить общественное мнение: распространенность, стабильность и интенсивность. Масштабы распространения зависят от объекта общественного интереса, степень распространенности зависит и от субъекта, т.е. той социальной группы, которая порождает общественное мнение. Хотя общественное мнение развивается очень быстро, оно отличается по своей направленности относительной стабильностью. Стабилизатором здесь выступают сами общественные потребности и интересы (они обычно имеют долговременный характер). Однотипная реакция общественного мнения в течение долгого времени ведет к кристаллизации общественного мнения в виде традиций, которые в свою очередь активно воздействуют на формирование общественного мнения людей по другим проблемам. С показателем экстенсивности (распространенности) общественного мнения связан другой показатель - интенсивность, которая зависит от остроты, актуальности проблем, по которым формируется общественное мнение. Это степень выраженности положительных, отрицательных или нейтральных оценочных отношений людей к вопросам окружающей реальности, в виде суждений, которые могут не всегда адекватно отражать деятельностную сторону. Поэтому часто у нас возникает разрыв между словом и делом.
На формирование общественного мнения влияют ряд факторов. Представим их в виде схемы.
Факторы формирования общественного мнения
1. Традиции
2. Образ жизни
3. Окружение
4. Религия
5. Мировоззрение
6. Идеология
7. СМИ
Исходным пунктом формирования общественного мнения является информированность по проблеме, которая зависит от социально-экономических и политических условий жизни общества. Информированность может быть охарактеризована диапазоном обладания знаниями и их глубиной (количеством и качеством информации)
Еще одна характеристика - компетентность общественного мнения. Здесь огромную роль играют СМИ, Интернет. С информационным процессом связаны основные этапы формирования общественного мнения. Перечислим эти этапы формирования общественного мнения:
1) возникновение чувств и представлений в сфере индивидуального сознания (первичное ознакомление с проблемой)
2) истолкование мнений посредством обмена информацией, обсуждение проблемы;
3) распространение сложившегося типизированного мнения в определенном социальном ареале;
4) воздействие общественного мнения на поведение людей, социальную практику.
В процессе формирования общественное мнение переходит из одного состояния в другое посредством преобразования индивидуальных мнений в коллективные мнения и переходя из сферы сознания в сферу практической деятельности.
Выделяют факторы целенаправленного воздействия на сознания людей (внешние факторы) со стороны органов управления и идентификацию интересов личности с интересами группы и общества (внутренние факторы).
Современные социально-философские трактовки общественного мнения:
1) Концепция Николаса Лумана. Луман рассматривает общественное мнение в рамках теории коммуникации. Он отрицает наличие какого-либо субъекта общественного мнения. Центральным является понятие содержание и темы. Благодаря доступности и гласности обществу одновременно предлагается целый спектр тем, которые находятся в центре внимания. Однако одновременно коммуникация по нескольким темам невозможна. Поэтому выбирается одна тема. Луман вводит понятие степени внимания, уделяемого той или иной теме. От степени внимания зависит преобладающее содержание общественного мнения.
2) Концепция Ноэль Нойман (американская исследовательница). Она говорит, что следует различать общественное и обыденное мнение. В основе общественного мнения лежат два источника: 1) непрерывное наблюдение за окружающим миром; 2) улавливание одобрения или не одобрения действия;
Дух и тематика общественного мнения порождаются СМИ, которые формируют настроение и влияют на поведение людей и оценки. Ноймон вводит термин избирательность восприятия, механизмом которой являются социальные установки и спираль молчания - это феномен боязни индивидов оказаться в изоляции выразив личное мнение.
Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, настроения групп и классов. Массовое суждение людей обладают различной степенью объективности: если нет научного фундамента, часто за общественное мнение выдаются предрассудки.
Введем понятие субъекта и объекта общественного мнения. Субъект - это народное большинство, которое обладает структурой (классы, слои, общности). Объект - это то, по поводу чего складывается общественное мнение (например: рыночное отношение, войны, экологические проблемы).
Каналы формирования общественного мнения: СМИ, политическая агитация, межличностное общение.
Функции общественного мнения: 1) контрольная: когда проверяются институты власти и государства; 2) консультативное: даются советы органом власти; 3) Оценочная: определяются приоритеты жизни (что думает, чувствует, хочет народ).
Часто за общественное мнение принимаются социальные стереотипы - это упрощенный образ социальных объектов и событий.
3. СМИ как социальный институт.
В формировании общественного мнения большую роль играет пропаганда - умышленно спровоцированная и направляемая компания с целью заставить людей принять данную точку зрения, настроение или ценность. В этом смысле Г. Блумер делает замечание, что пропаганда вредна и опасна только тогда, когда налицо лишь одна пропаганда. Она направлена на то, чтобы создать у людей некоторые убеждения, что необязательно для рекламы. При этом используются благозвучные стереотипы, такие как демократия, свобода, благосостояние, которые положительно оцениваются большинством населения.
В ХХ в. идеология успешно внедряется в общественное сознание с помощью возникших после изобретения телеграфа, радио и телевидения СМИ. К числу СМИ относятся: пресса, т.е. массовые периодические издания(газеты, журналы), радио, телевидение, Интернет.
Для любого из средств массовой коммуникации характерно:
1) опосредованность общения техническими средствами;
2) организационный характер общения;
3) массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений;
4) однонаправленность информации, отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения.
Средства массовой коммуникации стали, по Дж. Миду, величайшими цивилизирующими факторами, т.к. они сообщают общие установки, сближающие людей. Таким образом, сейчас СМИ являются самым мощным средством формирования общественного мнения, «четвертой властью», в чем подчеркивается их значение в социально-политической структуре общества (1 - законодательная, 2 - исполнительная, 3 - судебная). Опасность манипулирования общественным мнением со стороны СМИ становится все более явной. Существует понятие «лидеров общественного мнения», как правило, наиболее известных и пользующихся авторитетом деятелей, к мнению которых склонно прислушиваться большинство населения.
Любая общественная система так или иначе контролирует СМИ, в то же время они сами являются важнейшим институтом социального контроля. В первом случае происходит вмешательство в деятельность СМИ правительства с помощью цензуры и других средств контроля либо посредством более тонких экономических рычагов.
Известный французский социолог Абраам Моль выделил четыре основные доктрины массовой коммуникации, различающиеся своими целями в отношении воздействия на аудиторию и пониманием места массовой коммуникации в системе культурных ценностей:
1) Демографическая доктрина, цель которой - погрузить индивида в рекламное поле и держать его в нем как можно дольше, используя его стремление к наименьшей затрате усилий.
2) Догматическая доктрина, цель которой - поместить человека в поле направленного воздействия со стороны политической партии, религиозного течения, государства, желающих переделать мир в соответствии с определенной идеологией. В этой доктрине происходит замена рекламных лозунгов догматическими 3) Информационная доктрина, цель которой - просветительство, стремление поднять индивида до уровня культуры того общества, в котором он живет.
4) Динамическая доктрина дополняет информационную, вводя в качестве важной цели - формирование активного отношения людей к собственному развитию, усиление их влияния на темпы развития. По мнению Моля, различные системы массовой коммуникации применяют в разных формах все четыре сформулированные доктрины в различных пропорциях, делая это часто неосознанно, но нередко в зависимости от личных ценностей своих руководителей. Тип политической системы также влияет на выбор той или иной вещательной системы.
Эфеективное функционирование СМИ в современном обществе прямо связано с поиском равновесия между свободой и контролем. Цель развития СМИ в создании такой модели массовой коммуникации, которая позволяла бы государственные и рыночные силы под общественный контроль, а индивиды, группы, организации могли свободно выбирать и проявлять свое согласие или несогласие в отношении путей обустройства собственной жизни благодаря существованию плюрализма информационных систем.
4. Слухи как социальный феномен.
В последнее время многие исследователи отметили падение доверия к официальным источникам информации. Образовавшийся в массовом сознании информационный и аксиологический вакуум не может не заполняться недостоверной массовой информацией, возникающей в том числе и на уровне межличностного общения.
Особое место среди подобного рода информации занимают слухи как один из видов
массовой актуальной информации. Слух, по определению С.И. Ожегова, - молва, известие о ком-нибудь, о чем-нибудь, обычно еще ничем не подтвержденное. В русском языке близко по смыслу к слухам стоят выражения: толки, разговоры, пересуды, сплетни. И если определения «молва», «толки» и «разговоры» обычно носят оценочно-нейтральный характер, то «пересуды» и «сплетни» содержат осуждающее отношение человека, оценивающего степень достоверности полученной им информации.
Слухи есть форма распространения социально значимой информации в обществе, коллективе, группе. В отличие от официальной информации слухи, как правило, не обладают достаточной и надежной информационной основой - наличием установленных фактов, событий и т.п., рождаются в процессе межличностного общения, в ходе обмена информацией между людьми. Они выступают в форме суждений, оценок и прогнозов, для которых характерно наибольшее соответствие ожиданиям людей, причем порождаемых как их надеждами, так и страхом перед будущим.
Закон Олпорта гласит: слух есть функция важности события, помноженной на его Двусмысленность. Интенсивность и направленность слухов, глубина их проникновения в массовое сознание являются важнейшими показателями состояния общества, степени социальной напряженности в нем. Изучение содержания, видов слухов, источников их возникновения и распространения позволяет обществу судить об эффективности работы органов социального управления, степени доверия населения к существующим институтам власти.
Преобладают слухи о политике. На это указали 78% участников прессового опроса. Далее, по мнению респондентов, чаще всего им приходится сталкиваться со слухами из сферы экономики (66,0%) и национальных отношений (61,4%). Часть слухов - из области неразгаданных и таинственных событий: «летающие тарелки», парапсихология, телекинез, колдовство и т.п. (54,9%), местные происшествия (51,6%), а также события в мире искусства (43,1%).