ГлавнаяarrowСоциологияarrowСоциологические исследования как направление социологического знания. Классификация социологических

Социологические исследования как направление социологического знания. Классификация социологических

Методология, методика и техника конкретных социологических исследований
1. Социологические исследования как направление социологического знания. Классификация социологических исследований.
2. Программа социологического исследования. Методика, техника и процедура социологического исследования.
1. Первые социологи - в частности, Огюст Конт и Эмиль Дюркгейм - обратились к научным принципам для изучения общества, рассматривая его подобно тому, как естествоиспытатели исследуют материальный мир. Научный подход к познанию, именуемый позитивизмом, основан на постулате, что вне нас существует объективная реальность. Задача ученого - открыть эту реальность, собрав эмпирические данные - факты, которые мы в силах верифицировать нашими органами чувств. Возникновение и развитие социологии неразрывно связано с эмпирическими исследованиями, которые являются источником новых знаний, необходимых для обогащения теории, регулирования социальных процессов.
Что мы понимаем под социологическим исследованием? Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью - получить объективно-достоверные данные об изучаемом социальном процессе или явлении для их последующего использования в решении фундаментальных и прикладных задач. Социологические исследования имеют довольно богатую историю.
Уже с XVIII в. в ряде стран стала регулярно проводиться перепись населения. В Соединенных Штатах, к примеру, она проводилась через каждые 10 лет, начиная с 1790 г. Это позволяло правительству иметь реальную картину демографической структуры общества, видеть ее динамику и т. д. Перепись населения можно считать прародительницей социологических исследований. В XIX в. уже проводились опросы населения в целях выяснения уровня жизни, в частности среди жителей Лондона. Технические приемы, применявшиеся при этом, позднее превратились в широко распространенный метод выборочного обследования.
Развитие эмпирической социологии связано с XX веком. Это обусловлено как объективными потребностями усложняющегося общества, требующего решения конкретных проблем, так и развитием и совершенствованием самой науки, выходом ее на более высокий уровень. Техническая оснащенность, компьютеризация позволяли работать с большими контингентами, обрабатывать обширные данные. Работы социологов по конкретным проблемам открыли новые возможности социологии как науки.
Общество обращается к социологии, если оно заинтересовано в объективном научном познании самого себя.
Конкретные социологические исследования позволяют
- получить отражение реального состояния социальных явлений и процессов в обществе, снять "снимок состояния";
- выявить противоречия и тенденции развития социальных отношений;
- дать прогноз развития социальных ситуаций;
-осуществлять действенный контроль за состоянием дел в различных сферах общественной жизни, осуществлять обратную связь.
В качестве общенаучного метода в социологии выступает диалектический метод, т. е. рассмотрение общества как живого организма в его постоянном развитии, во всех его связях и взаимоотношениях. Для проведения социологического исследования нужна теоретическая основа, определение проблемы, цели и задач; обязательным является организационное и материально-техническое обеспечение, его нацеленность на практику.
Одним из главных мотивов обращения к социологическому исследованию является потребность получения информации, отражающей те стороны жизни и деятельности общества, которые скрыты от "внешнего глаза", но важны в практике управления, познания. Это может быть, к примеру, изучение запросов тех или иных групп, выявление интересов, планов на будущее, объективных представлений о том или ином социальном явлении или процессе и т. д.
Классификация социологических исследований может быть проведена по ряду показателей.
1) Выделяются три основных вида исследования в зависимости от масштабности и сложности поставленных задач: пилотажное, описательное и аналитическое.
Пилотажное исследование - наиболее простой вид конкретного социологического исследования. Оно решает ограниченные по содержанию задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности. Его отличают упрощенная программа, методика и сжатый по объему инструментарий.
Разновидностью пилотажного исследования является экспресс-опрос. Он проводится, как правило, в целях получения оперативной информации о каком-либо конкретном факте, событии, явлении (например, выявление отношения к какому-нибудь актуальному событию).
Описательное исследование - более глубокий социологический анализ. Объектом исследования здесь выступает достаточно большая общность людей, не однородная по своим характеристикам, что позволяет делать сравнение и сопоставление. Например, коллектив большого цеха, где можно выделить группы рабочих, занятых ручным, механизированным и автоматизированным трудом, имеющих разный уровень образования, различные возрастные характеристики и т. д. Ввиду сложности программы и масштабности исследования здесь используется машинная обработка результатов.
Аналитическое исследование - самый сложный и глубокий вид социологического исследования. В отличие от описательного оно предполагает также выявление причин, обусловливающих тот или иной характер наблюдаемого явления, его динамику и т. д. Данное исследование носит комплексный характер как по методам сбора информации, так и по другим показателям. Оно может охватывать большие массивы исследуемых, проводиться в рамках города, региона, республики, страны. В данном виде исследования может использоваться также эксперимент: когда социолог создает определенные ситуации, помогающие ему более углубленно выяснить причинно-следственные связи, факторы. Такое исследование можно назвать также экспериментальным.
2) Далее, в зависимости от того, как изучается объект (в статике или динамике), можно выделить такие исследования:
- разовое, или точечное, которое дает как бы моментальный "срез" объекта;
- повторное, позволяющее сделать сравнительный анализ, ибо осуществляется несколько раз, по одной и той же программе, с использованием того же инструментария через определенные промежутки времени.
Особым видом повторного исследования является панельное, его особенность в том, что оно проводится с одной и той же категорией обследуемых.
3) По методологическому подходу исследования можно разделить на те в которых преобладает научный, интерпретативный или критический подход.
Научный Интерпретативный Критический
Что такое реальность? Общество является упорядоченной системой; реальность пребывает «вовне» Общество является непрекращающимся взаимодействием; реальность является социально сконструированными значениями Общество представляет собой формы неравенства; реальность в том, что одни господствуют над другими
Как мы проводим исследование? Собираем эмпиричекие данные, в идеале - количественного характера; исследователь старается быть объективным наблюдателем Разрабатываем качественное объяснение субъективного смысла, который люди придают своему миру; исследователь выступает участником Исследование является стратегией для осуществления желаемого изменения; исследователь - активистом.
Соответствующая теоретическая парадигма Структурно-функциональная парадигма Символический интеракционизм Социального конфликта

Некоторые ограничения научной социологии.
Наука - один из важных путей познания. Тем не менее применительно к социальной жизни у нее есть ряд значимых ограничений.
1. Поведение человека слишком сложно для социологов, чтобы с точностью предсказать какие-то действия индивида. Астрономы потрясающе точно вычисляют движение небесных тел, но кометы и планеты не обладают мышлением. Люди же наделены собственным рассудком, а потому не бывает, чтобы два разных человек одинаково реагировали на одно и то же событие. Социологи, следовательно, устанавливают, что те или иные действия как правило свойственны категориям людей. Это не провал социологии.
2. Так как люди реагируют на окружающую их среду, простое присутствие исследователя способно повлиять на изучаемое поведение. Взгляд астронома не оказывает влияния на удаленную комету. Но большинство людей реагирует, когда за ними наблюдают. Некоторые начинают испытывать тревогу, сердятся или занимают оборонительную позицию, другие пытаются «помогать», делая то, чего, по их мнению, ожидает от них исследователь.
3. Социальные закономерности изменяются: то, что справедливо для одного времени и места, может не быть истинным для другого. Законы физики применимы всегда и всюду в мире. Никаких непреложных социологических законов не существует.
4. Поскольку социологи сами являются частью социального мира, который они изучают, им трудно быть свободными от ценностей при выполнении исследований. На химика, случись ему поставить неудачный опыт, происходящее в пробирке редко влияет в личном плане. Но социологи живут в своей пробирке - в обществе, которое изучают. Потому социальным ученым труднее проконтролировать и даже распознать личные ценности, способные исказить результаты их труда.
2. Программа социологического исследования.
Проведение социологического исследования состоит из последовательных этапов:
- подготовка исследования;
- сбор первичной социологической информации;
- подготовка к обработке материалов исследования и обработка на ЭВМ;
- анализ информации, подготовка отчета по итогам социологического исследования, выводы и рекомендации.
Социологическое исследование начинается с разработки программы - специально разработанного научного документа, содержащего описание главных предпосылок исследования, стратегии работы, тезисное изложение концепции организаторов работы и их замыслов, теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения социальных фактов. Программа состоит из 2-х частей: методологической и методической (процедурной). В методологической части дается формулировка и обоснование (актуальность) проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ и операционализация основных понятий, которые будут использоваться в исследовании, формулировка гипотезы. Во 2-ой методической (процедурной части) дается определение обследуемой совокупности (выборки), характеристика используемых методов сбора первичной информации, логические схемы обработки информации на ЭВМ, стратегический план исследования.
При измерении переменных социологи сталкиваются с интересной проблемой: они должны работать с огромными массами людей. Как, например описать доходы миллионов семей в России. Потоки цифр несут в себе мало смысла и ничего не говорят нам о людях в целом. Социологи потому прибегают к статистическим показателям. Рассмотрим три удобных стат. показателя. Все мы пользуемся понятием среднего, если речь идет о средней стоимости литра бензина. Социологи тоже заинтересованы в средних величинах для описания типичного. Допустим, что нам нужно описать среднюю заработную плату семи сотрудников отдела: 35 тыс., 41 тыс., 35 тыс., 35 тыс., 43 тыс., 42 тыс., 78 тыс.
Простейшим статистическим показателем является мода - значение, которое в серии цифр встречается чаще других. В нашем примере мода равняется 35 тыс. Если бы все значения появлялись только по одному разу, то моды бы не было, если бы два значения встречались бы чаще других и были одинаковыми, то было бы две моды. Несмотря на легкость определения, социологи очень редко используют данный показатель, т.к. это очень грубое определение среднего.
Более употребимым статистическим показателем выступает среднеарифметическое для ряда цифр, которое вычисляется путем складывания всех значений и деления результата на их число. Сумма семи зарплат равняется 309 тыс., после деления на 7 получается средняя цифра доходов 43,5 тыс. Но обратите внимание, что среднее значение превышает цифру доходов 6 сотрудников из 7.Так как среднеарифметическое повышается или понижается самой высокой или самой низкой величинами, ему присущ тот недостаток, что оно дает искаженную картину любого распределения, содержащего крайние величины.
Медиана - это средний случай: величина, которая оказывается посередине ряда цифр, выстроенных от низших к высшим. В нашем случае медианный подход для семерых составляет 41,5 тыс., потому что у трех человек зарплаты выше, а у трех других - ниже этого уровня. Поскольку крайние величины не влияют на медиану, она дает более правильную картину «средней» величины, чем среднеарифметическое.
Операционализация понятий. Измерение всегда в чем-то произвольно, так как значение любой переменной частично зависит от ее определения. Кроме того, сама попытка уточнить, каково значение в реальной жизни таких абстрактных понятий, как любовь, семья или интеллект, может привести к затяжным дебатам еще до того, как измерить их в качестве переменных. Поэтому исследование начинается с операционализации переменных или доскональным уточнением предмета измерения, прежде чем приписать переменной то или иное значение. Знакомясь с результатами исследования, всегда обращайте внимание на способы операционализации каждой переменной учеными. То, как они определяют термины, очень сильно сказывается на результатах.
Надежность и валидность.
Измерение, чтобы оказаться реализованным, должно быть надежным и валидным. Надежностью называется постоянство при измерении. Иначе говоря, при повторном проведении процедура должна приносить тот же результат, что и при первом. Но постоянство не является гарантией вылидности, под которой понимается точность при измерении именно того, что предназначено быть измеренным. Произвести валидное измерение труднее, чем это может показаться на первый взгляд. Допустим, вы намерены изучить степень религиозности людей. Разумной стратегией было бы спросить у респондентов, как часто они посещают храм. Но равнозначно ли посещение храмов религиозности? Более того, некоторые глубоко верующие личности сторонятся религиозных сообществ. Поэтому прри измерении религиозности надо также учитывать верования индивида, а также ту меру, в которой его жизнь пронизана религиозными убеждениями.
Объект исследования составляет та или иная общность людей, отражающих какую-либо социальную проблему. Вся общность, на которую распространяются исследования, носит название генеральной совокупности.
Но поскольку абсолютное большинство исследований носит не сплошной характер, а выборочный, то очень важно грамотно, по определенным правилам отобрать необходимое количество людей для опроса, т. е. провести выборку. В этом случае микромоделью генеральной совокупности является выборочная совокупность, т. е. отобранное по строго заданному правилу определенное число элементов генеральной совокупности, подлежащее непосредственному исследованию.
Выделим основные методы выборки.
- Метод механической выборки. Из генеральной совокупности через равные промежутки отбирается необходимое количество респондентов (например, каждый 10-й).
- Метод серийной выборки. Генеральная совокупность разбивается на однородные части и из каждой части пропорционально отбираются единицы для обследования (например по 20% респондентов из каждой части).
- Метод гнездовой выборки. В качестве единиц отбора выступают не отдельные респонденты, а группы с последующим сплошным опросом их. Данная выборка будет представительна, если состав групп схож между собой.
- Метод основного массива. Представляет опрос 60-70% генеральной совокупности.
- Метод квотной выборки. Наиболее сложный метод, применяемый при большой генеральной совокупности и требующий для отбора респондентов использования не менее 4-х признаков.
Репрезентативным считается такое исследование, при котором отклонение в выборочной совокупности по контрольным признакам не превышает 5%. Практика работы социологов позволяет с достаточной надежностью проводить репрезентативные опросы, руководствуясь элементарными правилами. При пилотажном опросе небольшой генеральной совокупности (например, в рамках факультета численностью до 100-250 чел.) репрезентативным будет сплошное анкетирование. В масштабах вуза достаточно будет опросить 25% от общего числа студентов.
Методы сбора социологической информации.
Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Существует несколько видов опроса, прежде всего анкетирование и интервьюирование.
Анкетирование. Предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентами. Возможно индивидуальное и групповое анкетирование, очное и заочное. Примером заочного анкетирования является почтовый опрос или опрос через газету.
Интервьюирование представляет собой личное общение социолога с респондентом, когда он задает вопросы и записывает ответы респондента.
Существует несколько разновидностей интервьюирования: прямое (когда социолог непосредственно беседует с респондентом); опосредованное (беседа по телефону); формализованное (заранее разрабатывается вопросник); фокусированное (в центр внимания ставится конкретное явление); свободное интервью (свободная беседа без заранее заданной темы).
Данный вид опроса требует определенной профессиональной подготовки. Используется, как правило, журналистами. Положительным моментом является живое общение. Но вместе с тем при этом утрачивается анонимность, характерная для анкетирования, что может привести к получению менее искренних ответов. В настоящее время широкое распространение получило телефонное интервью.
Важным видом сбора информации является социологическое наблюдение. Это целенаправленное, систематизированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневнике наблюдения с помощью кино-, фото- или радиомагнитофонной аппаратуры. Наблюдение позволяет получить "срез" знаний о наблюдаемом явлении или процессе в его динамике, позволяет как бы "схватить" живую жизнь. В результате получаются интересные материалы.
Наблюдение может быть различным: неструктурализованное (когда отсутствует детальный план наблюдения, определены лишь общие черты ситуации); структурализован-ное (имеется детальный план наблюдения, инструкция, имеется достаточная информация об объекте); системное, несистемное.
Интересные результаты можно получить при включенном наблюдении, когда исследователь работает или живет вместе с изучаемой группой. Это полевая работа, где исследование проводится в естественных условиях в отличие от лабораторного (с созданием определенных условий).
Эффективным методом сбора информации является анализ документов. Этот метод используется при исследовании прошлых явлений, помогает выявлению тенденций развития. Применяется в сочетании с другими методами, может носить контрольный характер. Источником анализа служат доклады, протоколы, решения, публикации, письма, записки, личные дела, отчеты, архивные материалы и пр.
Для обобщения заполним таблицу.
Метод Применение Преимущества Ограничения
Эксперимент (Напр. Филипп Зимбардо «Стенфордская окружная тюрьма») Применяется в исследованиях пилотажного характера, которые уточняют связи между переменными, предоставляет количественные данные Обеспечивает наилучшую возможность уточнить причинно-следственные связи; исследование довольно легко воспроизвести Лабораторные условия страдают искусственностью; если среда исследования не будет тщательно проконтролирована, существует опасность получить результаты, отмеченные тенденциозностью.
Опрос Используется для сбора информации о вещах, которые неподвластны прямому наблюдению; удобен при описательных и разведывательных исследованиях, предоставляет количественные или качественные данные. Использование выборки и анкет позволяет охватить крупные совокупности; интервью предоставляет всесторонние ответы Анкеты должны быть тщательно подготовлены и могут отличаться низким процентом возврата; интервью обходятся дорого и отнимают много времени
Включенное наблюдение Применяется в ходе разведывательного и описательного изучения людей в «естественных» условиях; предоставляет качественные данные Позволяет изучить «естественное» поведение; обычно не связано с большими расходами Отнимает много времени; воспроизведение затруднительно; исследователь должен балансировать, будучи участником и наблюдателем
Вторичный анализ Предназначен для разведывательных, описательных или аналитических исследований во всех случаях, когда доступны подходящие данные. Экономит время и средства при сборе данных; делает возможным историческое исследование Исследователь не контролирует вероятную тенденциозность данных; данные могут лишь частично совпадать с актуальными потребностями исследования

Важным моментом подготовки исследования и сбора информации является разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, учетных карточек, дневников наблюдений и т. д. Поскольку анкетирование является наиболее распространенным методом сбора социологической информации, остановимся на нем подробнее. Что представляет собой анкета и каковы требования к ней?
Социологическая анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования. Составление анкеты - дело сложное, трудоемкое, требующее наличия определенных профессиональных навыков. Только соблюдая определенные требования при ее составлении, возможно получать объективные количественно-качественные характеристики объекта исследования.
Все вопросы в анкете следует четко формулировать, чтобы они были понятны респондентам, включая и используемые термины.
Вопросы не должны превышать возможности памяти и компетентности опрашиваемых; вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондентов; навязывать мнение социолога; быть перегружены вариантами ответов.
Если анкета включает значительное количество вопросов, то они группируются по тематическим блокам. Можно охарактеризовать несколько групп вопросов.
1. Вопросы по содержанию: о фактах сознания (направленные на выявление мнений, пожеланий, суждений, планов); о фактах поведения {направленные на выявление поступков, результатов деятельности, поведения); о личности респондента (или так называемая "паспортичка", дающая характеристику личности респондента).
2. Вопросы, различающиеся по форме: вопросы закрытые (к которым дается перечень вариантов ответов); открытые (к которым не прилагаются варианты ответов. Респондент должен сформулировать и вписать ответ); полуоткрытые (в которых сочетается возможность выбора предложенных вариантов ответа с возможностью также свободно сформулировать и вписать ответ). Последнее используется исследователем тогда, когда он не уверен в полноте известных ему вариантов ответов.
Закрытые вопросы могут быть также альтернативными и неальтернативными.
Альтернативные закрытые вопросы предполагают возможность выбора респондентом только одного варианта ответа. Например: да, участвуют; нет, не участвуют.
Неальтернативные закрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответов. Например: "Из каких источников Вы получаете политическую информацию - телевидение, радио, газеты, коллеги по работе, друзья?"
Имеют место вопросы прямые и косвенные. Прямые вопросы - это такие, которые требуют критического отношения к себе, к окружающим.
В косвенных вопросах преодолевается необходимость критического отношения к себе или близким людям. Пример прямого вопроса: "Что мешает Вам хорошо учиться?" Пример косвенного вопросов: "Когда я слышу упрек в адрес студента, что он плохо учится, я думаю, что..."
Вопросы по своим функциям делятся на основные и неосновные. Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные вопросы направлены на поиск адресата основных вопросов. К неосновным относятся вопросы-фильтры и контрольные вопросы.
Вопросы-фильтры используются, когда нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только ее частью. Контрольные вопросы используются для проверки искренности ответов. (читали ли вы данную книгу - и приводится название несуществующей книги)
При проведении анкетирования определенное значение имеет и композиционное построение анкеты.
В первой части анкеты содержится обращение к респонденту, где ясно излагаются цели и задачи исследования, объясняется порядок заполнения анкеты. Если анкетирование анонимное, то об этом сообщается респонденту. Вторая часть анкеты содержит вопросы. Причем в начале располагаются более простые вопросы, затем более сложные и в конце опять легкие вопросы. Это обеспечивает лучшую восприимчивость.
В конце анкеты, как правило, имеется "паспортичка" и благодарность респонденту за его труд по заполнению анкеты.
Кроме названных элементов социологического инструментария, необходимы другие методические и вспомогательные материалы: инструкции анкетеру, рекомендации по обработке и выбраковке анкет, кодификаторы и т. д.
В социологическом исследовании используются понятия "индикатор" и "шкала измерения". Индикаторами называются все факты (показатели), которые используются для социологического измерения. Эти показатели могут быть объективными (например, уровень образования) и субъективными (степень удовлетворенности работой и т. д.) Последовательность расположения их образует шкалу измерения. Шкалы могут быть номинальные (в качестве показателей выступают объективные признаки и характеристики: пол, возраст, образование и т. д.) и ранговые, где показатели перечисляются в порядке значимости.
После завершения социологического опроса проводится прежде всего проверка анкет и бланков-интервью на точность и полноту заполнения. Если они заполнены неправильно или не заполнены на 30%, то такие анкеты (бланки) выбраковываются и не подлежат обработке.
Небольшое количество анкет (до 300 экземпляров) можно обрабатывать вручную, большое - на персональных компьютерах и ЭВМ. В последнем случае проводятся такие дополнительные операции, как кодировка информации, подбор программы обсчета и др.
После получения результатов математического обсчета исследователь может приступить к анализу социологических данных и их интерпретации. Глубина анализа, научность, объективность и полнота интерпретации зависят от компетентности исследователя, уровня его подготовки, умения применять знания к анализу социальной реальности.
Связи между переменными.
Когда измерения проведены, исследователи могут переходить к выполнению главной задачи - установлению связи между переменными. В идеале это выявление причины и следствия - отношения, в котором изменение одной переменной вызывает изменение другой. Причинно-следственные связи окружают нас повсеместно; их можно сравнить с подготовкой к экзамену, которая приводит к получению той или иной оценки. Переменная, которая вызывает изменение (в данном случае учеба) - независимая переменная. Переменная, которая изменяется (в данном случае оценка) - зависимая переменная. Это важно выяснить, поскольку подобное соотношение позволяет нам предсказать, как одна форма поведения порождает другую. Такое совместное изменение переменных называется корреляцией. Однако надо уметь отличать истинную и ложную корреляцию. Например, зависимость перенаселенности и преступности не является корреляцией, коррелируют эти две переменные с уровнем дохода. Поэтому для проверки корреляции нужно обязательно использовать техники контроля.
На заключительном этапе исследования его результаты оформляются документально: в виде отчета, приложения к нему и аналитической справки.
Отчет должен включать обоснование актуальности исследования и его характеристику (цели, задачи, выборочную совокупность и т. д.); анализ эмпирического материала; теоретические выводы и практические рекомендации. В заключение следует сказать, что социологическое исследование является лишь одним из инструментов познания социальных процессов и явлений, его результаты при всей значимости нельзя абсолютизировать.
 

Hosted by uCoz