Научно-технический прогресс. Промышленная и информационная революции.
2. Научно-технический прогресс.
Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом. Это обобщающее понятие включает в себя как свои составные части экономический, технический и культурный прогресс. Фундаментом социального прогресса выступает технический.
В тех случаях, когда ускорение истории приводит к негативным последствиям, правильнее говорить о регрессе. Он знаменует попятное движение общества, отступление от завоеванных позиций, возвращение к предшествующему уровню. Между прогрессом и регрессом разница не только в векторе движения, но и в масштабах. Если прогресс - глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении исторического времени, то регресс - локальный процесс, охватывающий отдельные общества и небольшие промежутки времени. Никогда еще человечество в целом не регрессировало, хотя его движение вперед могло задерживаться, останавливаться.
Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй - революционным.
Что представляют собой реформа и революция?
Реформа - частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.
Революция - полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.
Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Изменение правил пользования междугородным телефоном, железнодорожным транспортом или метро затрагивают интересы горожан. Но вряд ли такие реформы называются социальными. Напротив, введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице не просто затрагивают наши интересы. Такие реформы касаются социального положения многочисленных слоев населения, ограничивают или расширяют доступ миллионам людей к социальным благам - образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям.
Наряду с социальными выделяют экономические и политические реформы. Переход экономики на рыночные отношения, приватизация, закон о банкротстве предприятий, новая налоговая система - примеры экономических реформ. Изменение конституции, формы голосования на выборах, расширение гражданских свобод, переход от монархии к республике - примеры политических реформ.
Реформы всегда происходят «сверху», проводятся правительством, хотя и под давлением широких масс населения. А революции?
Революция - это совокупность большого числа или комплекса реформ, проводимых одновременно, с целью изменения основ социального строя.
Октябрьская революция в 1917 г. проводилась именно с такой целью, в результате чего были уничтожены частная собственность, городская и сельская буржуазия, ликвидированы свобода слова и политические права граждан, изменилась система распределения социальных благ, одним словом - основы существующего строя.
Революция может касаться одного или нескольких обществ в данный период времени. Революции бывают кратковременными и долговременными.
Самым длительным процессом в истории человечества была так называемая неолитическая революция, которая представляла собой качественный скачок от собирательства к земледелию. Неолитическая революция началась 10 тыс. лет назад и продолжалась в одних регионах мира 3 тыс. лет, а в других - 8 тыс. лет. В течение этого времени возникли развитые земледельческо-городские цивилизации в Месопотамии, Египте, Индии, Греции и на Ближнем Востоке. Благодаря аграрной революции человек перестал быть кочевником.
Она резко изменила условия жизни человека, повысила производительность общественного труда.
Вторым глобальным процессом называют промышленную революцию XVIII-XX вв. Она тоже сыграла выдающуюся роль в человеческой истории, привела к смене одного экономического строя (феодализма) другим (капитализмом), одного технического уклада (мануфактуры) другим (машинным производством).
Изменения в способе производства изменили социальную структуру общества и привели к формированию новых классов - капиталистов и пролетариев.
Между научно-техническим и социальным прогрессом всегда существовали определенные расхождения, несоответствия и даже противоречия. В 2001 г. бюджетная ситуация в богатых странах никогда еще не была столь устойчивой. Технологии никогда еще не развивались столь динамично. Перспективы роста редко были столь обнадеживающими. Вместе с тем никогда ранее экологическая и демографическая ситуация на нашей планете не была столь пугающей и настораживающей. По настоящему процветает лишь каждый шестой житель Земли, входящий в так называемый золотой миллиард (это совокупность всего населения самых развитых стран), а 2/3 жителей влачат свое существование у черты бедности или в нищете. К 2025 г. 6-миллиардное население планеты увеличится еще на 2 млрд., и большая часть этого прироста населения придется на развивающиеся страны, а население Европы будет примерно таким же, как и сегодня, в то время как численность населения развивающихся стран возрастет с 5 млрд. до почти 7 млрд. человек. А это означает, что проблема бедности из интернациональной вскоре станет для развитых стран - вместе с потоками мигрантов - делом внутринациональным.
Что такое научно-технический прогресс? Что понимается под движущимися факторами и основой НТР?
Научно-технический прогресс - постепенный (эволюционный) процесс замены устаревшего поколения техники и технологии новым, более совершенным за счет внедрения достижений науки. В данном выражении 2 составные части: наука и техника. Наука создает новые идеи, теории и приборы, а техника - конечный результат внедрения научных идей в практику.
Технический прогресс может быть глобальным и локальным. Глобальным считается технический прогресс человеческого общества в целом. Локальным называется любой общенациональный или региональный, охватывающий ряд стран, континент, часть континента технического прогресса.
причины прогресса - это совокупность факторов, способствующих ускорению технического прогресса либо вызывающих его появление на свет. Факторы, тормозящие технический прогресс, называют антипричинами. Так, известно, что частная собственность в большей мере способствует техническому прогрессу, чем коллективная. Это доказано всей историей человечества. Движущим фактором технического прогресса выступают изобретения, открытия и диффузия. Изобретения - это то, что искусственно создал человек благодаря своему разуму и воплотил в материал благодаря своим рукам. Открытие - это то, что существовало в самой природе до и независимо от человека, а человек благодаря своему уму или приборам лишь обнаружил в ней. Рентгеновские лучи - это открытие, а создание телескопа есть изобретение. Диффузия предполагает копирование, проникновение технологии в иное общество, которое его не открывало и не изобретало.
Основой научно-технического прогресса служит союз науки и техники. Хотя он начал зарождаться еще в XVIII в., только во второй половине XX в. он стал подлинным единством двух областей человеческой деятельности. Однако здесь есть и исключения. Александр Белл - изобретатель телефона - был преподавателем ораторского искусства, принцип телефона он открыл в поисках средства, которое помогало бы лучше слышать людям с плохим слухом. Бессемер, разработавший доменный процесс для усовершенствования литья пушек, не знал научных работ Генри Сорби по металлургическим процессам. А Томас Альва Эдисон, по-видимому, наиболее изобретательный и талантливый из этих «жестянщиков» (среди прочего, он изобрел электрическую лампу, фонограф, «движущиеся картинки»), был совершенно несведущ в математике и не имел ни малейшего представления о теоретических уравнениях Кларка-Максвелла по электромагнитным свойствам вещества».
Технический прогресс начался миллионы лет назад, а научно-технический прогресс - это лишь поздняя стадия технического прогресса. Она стала возможной с превращением науки в движущую силу общественного производства. XVII в ознаменовался бурным развитием естественных и точных наук. Наследуя и развивая достижения Ренессанса, естествоиспытатели и философы XVII в. создали новую картину мира, I ставшую основой европейской научно-технической революции; Нового времени. Философские системы Бэкона, Декарта, Гоббса, французских мыслителей Пале-Руаяля были ориентированы на практическое использование достижений науки в интересах промышленности, кораблестроения, мореплавания. Девиз «Знание - сила» стал отражением духа новой эпохи.
Что представляет собой промышленная революция? Какие стадии в ее развитии выделяют ученые?
Промышленная революция - процесс глобального преобразования общества и цивилизации на основе развития техники. В рамках промышленной революции как глобального исторического процесса ручного производства в машинное некоторые ученые выделяют 3 стадии.
Первая относится к широкому использованию силы пара, что было ознаменовано прежде всего изобретением Д. Уаттом в 1784 г. парового двигателя. Между 1765 и 1776 гг. Джеймс Уатт (1736- 1819) усовершенствовал паровую машину, превратив ее в рентабельный источник энергии. Сам Уатт использовал паровую машину только для откачки воды из шахт; именно для этого она и была изобретена Томасом Ньюкоменом в начале XVIII в. Но один из ведущих производителей металла в Англии быстро понял, что усовершенствованную паровую машину можно также применять для подачи воздуха в домну, и сделал заказ на вторую машину, изготовленную Уаттом. Компаньон Уатта Мэтью Боултон (1728-1809) сразу же сообразил, что паровую машину можно использовать в качестве источника энергии в любых видах промышленного производства, особенно в крупнейшей из всех обрабатывающих отраслей - текстильной. Тридцать пять лет спустя американец Роберт Фултон (1765-1815) пустил по Гудзону первый пароход. Еще через 20 лет паровой двигатель установили на колеса, и получился паровоз. К 1840, самое позднее - к 1850 г., паровой двигатель полностью изменил все виды производственных технологий, от изготовления стекла до печатного дела. К тому времени паровая машина применялась по всему миру, за исключением Тибета, Непала и внутренних районов тропической Африки.
Вторая стадия связана с промышленным употреблением электричества и химии, применение которых началось в конце XIX столетия. Благодаря ему стало возможным широкое применение электрической энергии и передачи ее на расстояние, создание таких важнейших средств связи, как телефон и радио, создание синтетических материалов.
Третья стадия осуществляется сегодня благодаря изобретению компьютеров и телекоммуникаций.
Эти революции позволили резко увеличить объем и характер производства. Англия, которая первая освоила механическую прялку, ткацкий станок и паровой двигатель, быстро перешла от ремесленного производства к машинному. Это дало ей огромные преимущества перед другими странами. Уже в середине XIX в. она производила больше половины мировой промышленной продукции. Вторая технологическая революция во многом содействовала тому, что в конце XIX-начале XX в. развитие экономики в передовых капиталистических странах стало осуществляться небывало высокими темпами, которые превышали уже 5% в год. Именно в это время для всех стало очевидным огромное значение науки и техники для общества.
Последствия промышленной революции колоссальны. Население нашей планеты с начала XX в. выросло более чем в 3 раза. Темпы промышленного производства выше темпов прироста населения. Во многом они достигаются благодаря тому, что численность сельского населения сокращается, а городского - возрастает. В 1900 г, в городах жило около 10% людей, а в 2000 г. - около 50%. Передовые технологии создают горожане. Промышленность прирастает городом.
В чем сущность информационной революции? Каковы ее последствия?
Под информационной революцией подразумевается совокупность качественных изменений во всех сферах жизнедеятельности общества, произведенных в результате внедрения новых средств передачи информации.
Первой стало изобретение письменности 5-6 тыс. лет назад в Месопотамии, затем - независимо, но несколько тысяч лет спустя - в Китае, и еще на 1500 лет позднее - майя в Центральной Америке. Ее ранние примеры, такие как глиняные дощечки с клинописью самаритян и жителей Вавилона, представляют собой деловые расписки и правительственные документы, летописи или описания методов земледелия.
До изобретения письменности идеи могли передаваться только устно. Помимо прочего, это означало, что пока вы лично не встретитесь с конкретным человеком, которому принадлежат новая концепция или открытие, о его работе вы в лучшем случае, узнаете из вторых рук, и поэтому ваши знания могут оказаться неточными. Хотя устные традиции человечества, несомненно, богаты, таким путем информацию никогда не удавалось распространить достаточно быстро, широко и точно. Изобретение письменности стало ключевым элементом экономической базы древней цивилизации.
Вторая информационная революция произошла в результате изобретения рукописной книги, сперва в Китае, вероятно, около 1300 г. до н. э., а затем, независимо и 800 лет спустя в Греции, когда афинский тиран Писистрат распорядился записать в книгу поэмы Гомера, до этого передававшиеся устно.
О первых двух революциях у нас нет практически никаких документов, хотя мы знаем, что эффект рукописной книги в Греции и Риме был огромным, равно как и в Китае. По сути, вся китайская цивилизация и система государственного устройства основаны именно на рукописной книге. Хотя известно, что тиражирование письменных материалов путем воспроизведения текста от руки - дорогостоящий и длительный процесс, резко ограничивавший круг людей, которым автор мог сообщить знания. Переписывание сказывалось и на точности передачи знаний, поскольку в ходе многократного копирования текста в него непременно вкрадывались ошибки.
Третья информационная революция произошла после изобретения Гутенбергом печатного пресса и наборного шрифта между 1450 и 1455 гг., а также изобретения гравировки примерно в то же время. Хотя печатное дело впервые возникло в VIII в. в Китае, именно печатный станок Гутенберга и примененный им метод съемных шрифтов способствовали его распространению.
На момент изобретения печатного пресса Гутенбергом в Европе существовала мощная информационная индустрия. По числу занятых она, вероятно, была крупнейшей в Европе. Она состояла в основном из тысяч монастырей, во многих из которых жили сотни хорошо обученных монахов. Каждый такой монах трудился от рассвета до заката 6 дней в неделю, переписывая книги от руки. Умелый хорошо подготовленный монах мог переписать 4 страницы в день, или 25 страниц за шестидневную рабочую неделю; ежегодная производительность, таким образом, составляла 1200- 1300 рукописных страниц. К 1505 г. тиражи книг в 500 экземпляров стали массовым явлением.
В середине XV в.- на момент изобретения пресса Гутенбергом - книги были роскошью, которую могли себе позволить только богатые и образованные. Но когда в 1522 г. из печати вышла немецкая Библия Мартина Лютера (свыше 1000 страниц), цена была настолько невысокой, что даже бедная крестьянская семья могла ее приобрести. По мнению П. Дракера, снижение издержек и цен в ходе третьей информационной революции было по крайней мере одного порядка с тем, что произошло в ходе сегодняшней, четвертой революции.
За очень незначительное время революция в книгопечатании изменила институты общества, включая и систему образования. Именно печатный станок принес с собой массовое производство и стандартизацию процесса обработки информации, проложившие дорогу промышленной революции. В последовавшие за ней десятилетия по всей Европе были созданы новые университеты, однако в отличие от ранее существовавших они не были рассчитаны на священнослужителей и изучение теологии. Они были построены для изучения светских дисциплин: права, медицины, математики, натуральной философии (естественных наук). Революция, в печати быстро сформировала новый класс специалистов по информационной технологии, точно так же как сегодняшняя информационная революция создала множество информационных предприятий, специалистов по ИС и ИТ, разработчиков программного обеспечения и руководителей информационных служб.
Конец XX в. называют новым информационным веком и связывают с четвертой информационной революцией - распространением компьютеров и Интерента. Стремление выразить сущность нового информационного века вылилось в череду научных и полунаучных определений. Р. Дарендорф говорит о посткапиталистическом обществе, А. Этциони - постмодернистском; К. Боулдинг - постцивилизационном, Г. Кан - постэкономическом, Р. Сей-денберг - постисторическом. Большинство этих эпитетов восходят к понятию «постиндустриальное общество», популяризированному десятилетие тому назад гарвардским социологом Д. Беллом. Оно описывает характерные черты информационного века.
В США, например, уже в 1985 г. в сфере информационной индустрии работало около 50% всех рабочих и служащих. Около 2/3 работающих в стране связаны с информационной деятельностью, а остальные заняты в производстве, сильно зависящем от информации.
С началом последнего десятилетия XX в. более 40% всех новых капиталовложений в производство и оборудование были сделаны в сфере информационных технологий (компьютеры, фотокопировальные и факсимильные аппараты и т. п.). Информация стала рассматриваться как ключ к современной экономической деятельности - базовый ресурс, имеющий сегодня такое же значение, какое в прошлом имели капитал, земля и рабочая сила. Объем имеющейся у нас информации с каждым днем увеличивается все быстрее. За последнее столетие мы добавили к общей сумме знаний больше, чем за всю предыдущую историю человечества.
Только за 1995 г. в мире было произведено около 60 млн персональных компьютеров. Информационная деятельность во всем мире стала одной из самых прибыльных сфер приложения капитала.
Какова роль компьютерных технологий в становлении информационной экономики?
Широкое распространение домашних компьютеров уже произвело микрореволюцию в системе занятости. Наиболее яркий пример - надомная работа, связанная с компьютерной индустрией: написание программ для ЭВМ; системный анализ; дизайн с применением сложных методик, заложенных в памяти удаленных компьютеров; анализ технической документации и т. д.
Компьютерная техника может использоваться в системах «телемагазина». Покупатели просматривают каталоги товаров и их цен на домашнем терминале, а затем через него же заказывают товары. Доступ к банкам данных и компьютерам значительно изменяет тот круг знаний, который необходимо иметь инженерам, докторам и другим специалистам. Профессионалу не нужно будет загружать свою память фактами и методиками: все это он может получить у компьютера и со своей стороны может дать машине команду выполнить задания, прежде требовавшие длительной подготовки.
Говоря о компьютерах, мы чаще всего имеем в виду их быстродействие. В XVII в. Иоганну Кеплеру понадобилось 4 года, чтобы рассчитать орбиту Марса. Сегодня микропроцессор делает это всего за 4 секунды. Что делает компьютер поистине важным изобретением, так это его способность обрабатывать результаты вычислений под управлением человека, а именно - сортировать и сопоставлять данные, осуществлять передачу информации по этим сетям в любое место на земном шаре, где она необходима.
Развитие наукоемких технологий не только решает множество старых проблем, например накопление и сохранение огромных массивов данных, но и порождает новые. Одна из них связана с информационной перегрузкой людей. В Японии специалисты ожидали, что ежегодный прирост производства информации в стране составит 10%. Реально он даже превысил запланированные цифры. Однако рост же ежегодного потребления информации, как было выяснено в результате исследований, составляет лишь 3%. Оказалось, что более половины производимой информации идет «в корзину», потому что у людей не хватает времени на ее потребление.
Какова сущность закона ускорения истории?
Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей. Одну из них можно назвать тенденцией, или законом, ускорения истории. Он гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую.
Каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 3-4 раза. Самым продолжительным был первобытный строй, просуществовавший несколько сот тысяч лет. Чем ближе к современности, тем сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее, динамичнее.
Таким образом, закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени.
В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий, быстрее усовершенствуются орудия труда и технология. В первобытном обществе один вид орудия, например чоппер - массивное орудие из гальки, обработанное с одной стороны, претерпевал незначительные изменения на протяжении жизни десятков и сотен поколений. Напротив, в современном мире при жизни одного поколения сменяется несколько видов орудий, техники и технологии.
Новейшая история составляет всего 1/1000 часть всемирной истории. Но это самый насыщенный социальными, культурными, экономическими и политическими событиями период.
Поток информации удваивается каждые 20 месяцев. Резко сокращается интервал времени между заметными изменениями в социуме. Так, люди, родившиеся в нашей стране в начале XX в., пережили практически 3 типа цивилизации (аграрную, индустриальную и постиндустриальную).
Второй закон, или тенденция истории, гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Вот почему в Америке или России с индустриально развитыми регионами соседствуют районы, где проживают народы, сохранившие доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.
Когда они вовлекаются в современный поток жизни, последовательно не пройдя все предыдущие этапы, в их развитии могут проявиться не только позитивные, но и негативные последствия. Ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой скоростью. Для одних народов время протекает быстрее, для других - медленнее.
В тех случаях, когда ускорение приводит только к позитивным сдвигам в обществе, говорят о прогрессе. Большинство обществ, несмотря на временные отступления, развиваются прогрессивно. Об этом свидетельствует история. Она убеждает нас в том, что нет ни одного общества, в котором орудия труда не улучшались бы, а, напротив, ухудшались. Чем совершеннее орудия, тем выше производительность труда - и в промышленности, и в сельском хозяйстве, тем большее количество населения можно прокормить на одной и той же площади. Растет численность и одновременно плотность населения. Повышение эффективности земледелия позволяет отвлечь значительную часть населения для занятия ремеслом, культурой, наукой, политикой. Расширяются торговые и культурные контакты между людьми. Появляется совершенно новый тип территориальной организации - города.
Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом. Это обобщающее понятие включает в себя как свои составные части экономический, технический и культурный прогресс. Фундаментом социального прогресса выступает технический.
В тех случаях, когда ускорение истории приводит к негативным последствиям, правильнее говорить о регрессе. Он знаменует попятное движение общества, отступление от завоеванных позиций, возвращение к предшествующему уровню. Между прогрессом и регрессом разница не только в векторе движения, но и в масштабах. Если прогресс - глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении исторического времени, то регресс - локальный процесс, охватывающий отдельные общества и небольшие промежутки времени. Никогда еще человечество в целом не регрессировало, хотя его движение вперед могло задерживаться, останавливаться.
Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй - революционным.
Что представляют собой реформа и революция?
Реформа - частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.
Революция - полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.
Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Изменение правил пользования междугородным телефоном, железнодорожным транспортом или метро затрагивают интересы горожан. Но вряд ли такие реформы называются социальными. Напротив, введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице не просто затрагивают наши интересы. Такие реформы касаются социального положения многочисленных слоев населения, ограничивают или расширяют доступ миллионам людей к социальным благам - образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям.
Наряду с социальными выделяют экономические и политические реформы. Переход экономики на рыночные отношения, приватизация, закон о банкротстве предприятий, новая налоговая система - примеры экономических реформ. Изменение конституции, формы голосования на выборах, расширение гражданских свобод, переход от монархии к республике - примеры политических реформ.
Реформы всегда происходят «сверху», проводятся правительством, хотя и под давлением широких масс населения. А революции?
Революция - это совокупность большого числа или комплекса реформ, проводимых одновременно, с целью изменения основ социального строя.
Октябрьская революция в 1917 г. проводилась именно с такой целью, в результате чего были уничтожены частная собственность, городская и сельская буржуазия, ликвидированы свобода слова и политические права граждан, изменилась система распределения социальных благ, одним словом - основы существующего строя.
Революция может касаться одного или нескольких обществ в данный период времени. Революции бывают кратковременными и долговременными.
Самым длительным процессом в истории человечества была так называемая неолитическая революция, которая представляла собой качественный скачок от собирательства к земледелию. Неолитическая революция началась 10 тыс. лет назад и продолжалась в одних регионах мира 3 тыс. лет, а в других - 8 тыс. лет. В течение этого времени возникли развитые земледельческо-городские цивилизации в Месопотамии, Египте, Индии, Греции и на Ближнем Востоке. Благодаря аграрной революции человек перестал быть кочевником.
Она резко изменила условия жизни человека, повысила производительность общественного труда.
Вторым глобальным процессом называют промышленную революцию XVIII-XX вв. Она тоже сыграла выдающуюся роль в человеческой истории, привела к смене одного экономического строя (феодализма) другим (капитализмом), одного технического уклада (мануфактуры) другим (машинным производством).
Изменения в способе производства изменили социальную структуру общества и привели к формированию новых классов - капиталистов и пролетариев.
Между научно-техническим и социальным прогрессом всегда существовали определенные расхождения, несоответствия и даже противоречия. В 2001 г. бюджетная ситуация в богатых странах никогда еще не была столь устойчивой. Технологии никогда еще не развивались столь динамично. Перспективы роста редко были столь обнадеживающими. Вместе с тем никогда ранее экологическая и демографическая ситуация на нашей планете не была столь пугающей и настораживающей. По настоящему процветает лишь каждый шестой житель Земли, входящий в так называемый золотой миллиард (это совокупность всего населения самых развитых стран), а 2/3 жителей влачат свое существование у черты бедности или в нищете. К 2025 г. 6-миллиардное население планеты увеличится еще на 2 млрд., и большая часть этого прироста населения придется на развивающиеся страны, а население Европы будет примерно таким же, как и сегодня, в то время как численность населения развивающихся стран возрастет с 5 млрд. до почти 7 млрд. человек. А это означает, что проблема бедности из интернациональной вскоре станет для развитых стран - вместе с потоками мигрантов - делом внутринациональным.
Что такое научно-технический прогресс? Что понимается под движущимися факторами и основой НТР?
Научно-технический прогресс - постепенный (эволюционный) процесс замены устаревшего поколения техники и технологии новым, более совершенным за счет внедрения достижений науки. В данном выражении 2 составные части: наука и техника. Наука создает новые идеи, теории и приборы, а техника - конечный результат внедрения научных идей в практику.
Технический прогресс может быть глобальным и локальным. Глобальным считается технический прогресс человеческого общества в целом. Локальным называется любой общенациональный или региональный, охватывающий ряд стран, континент, часть континента технического прогресса.
причины прогресса - это совокупность факторов, способствующих ускорению технического прогресса либо вызывающих его появление на свет. Факторы, тормозящие технический прогресс, называют антипричинами. Так, известно, что частная собственность в большей мере способствует техническому прогрессу, чем коллективная. Это доказано всей историей человечества. Движущим фактором технического прогресса выступают изобретения, открытия и диффузия. Изобретения - это то, что искусственно создал человек благодаря своему разуму и воплотил в материал благодаря своим рукам. Открытие - это то, что существовало в самой природе до и независимо от человека, а человек благодаря своему уму или приборам лишь обнаружил в ней. Рентгеновские лучи - это открытие, а создание телескопа есть изобретение. Диффузия предполагает копирование, проникновение технологии в иное общество, которое его не открывало и не изобретало.
Основой научно-технического прогресса служит союз науки и техники. Хотя он начал зарождаться еще в XVIII в., только во второй половине XX в. он стал подлинным единством двух областей человеческой деятельности. Однако здесь есть и исключения. Александр Белл - изобретатель телефона - был преподавателем ораторского искусства, принцип телефона он открыл в поисках средства, которое помогало бы лучше слышать людям с плохим слухом. Бессемер, разработавший доменный процесс для усовершенствования литья пушек, не знал научных работ Генри Сорби по металлургическим процессам. А Томас Альва Эдисон, по-видимому, наиболее изобретательный и талантливый из этих «жестянщиков» (среди прочего, он изобрел электрическую лампу, фонограф, «движущиеся картинки»), был совершенно несведущ в математике и не имел ни малейшего представления о теоретических уравнениях Кларка-Максвелла по электромагнитным свойствам вещества».
Технический прогресс начался миллионы лет назад, а научно-технический прогресс - это лишь поздняя стадия технического прогресса. Она стала возможной с превращением науки в движущую силу общественного производства. XVII в ознаменовался бурным развитием естественных и точных наук. Наследуя и развивая достижения Ренессанса, естествоиспытатели и философы XVII в. создали новую картину мира, I ставшую основой европейской научно-технической революции; Нового времени. Философские системы Бэкона, Декарта, Гоббса, французских мыслителей Пале-Руаяля были ориентированы на практическое использование достижений науки в интересах промышленности, кораблестроения, мореплавания. Девиз «Знание - сила» стал отражением духа новой эпохи.
Что представляет собой промышленная революция? Какие стадии в ее развитии выделяют ученые?
Промышленная революция - процесс глобального преобразования общества и цивилизации на основе развития техники. В рамках промышленной революции как глобального исторического процесса ручного производства в машинное некоторые ученые выделяют 3 стадии.
Первая относится к широкому использованию силы пара, что было ознаменовано прежде всего изобретением Д. Уаттом в 1784 г. парового двигателя. Между 1765 и 1776 гг. Джеймс Уатт (1736- 1819) усовершенствовал паровую машину, превратив ее в рентабельный источник энергии. Сам Уатт использовал паровую машину только для откачки воды из шахт; именно для этого она и была изобретена Томасом Ньюкоменом в начале XVIII в. Но один из ведущих производителей металла в Англии быстро понял, что усовершенствованную паровую машину можно также применять для подачи воздуха в домну, и сделал заказ на вторую машину, изготовленную Уаттом. Компаньон Уатта Мэтью Боултон (1728-1809) сразу же сообразил, что паровую машину можно использовать в качестве источника энергии в любых видах промышленного производства, особенно в крупнейшей из всех обрабатывающих отраслей - текстильной. Тридцать пять лет спустя американец Роберт Фултон (1765-1815) пустил по Гудзону первый пароход. Еще через 20 лет паровой двигатель установили на колеса, и получился паровоз. К 1840, самое позднее - к 1850 г., паровой двигатель полностью изменил все виды производственных технологий, от изготовления стекла до печатного дела. К тому времени паровая машина применялась по всему миру, за исключением Тибета, Непала и внутренних районов тропической Африки.
Вторая стадия связана с промышленным употреблением электричества и химии, применение которых началось в конце XIX столетия. Благодаря ему стало возможным широкое применение электрической энергии и передачи ее на расстояние, создание таких важнейших средств связи, как телефон и радио, создание синтетических материалов.
Третья стадия осуществляется сегодня благодаря изобретению компьютеров и телекоммуникаций.
Эти революции позволили резко увеличить объем и характер производства. Англия, которая первая освоила механическую прялку, ткацкий станок и паровой двигатель, быстро перешла от ремесленного производства к машинному. Это дало ей огромные преимущества перед другими странами. Уже в середине XIX в. она производила больше половины мировой промышленной продукции. Вторая технологическая революция во многом содействовала тому, что в конце XIX-начале XX в. развитие экономики в передовых капиталистических странах стало осуществляться небывало высокими темпами, которые превышали уже 5% в год. Именно в это время для всех стало очевидным огромное значение науки и техники для общества.
Последствия промышленной революции колоссальны. Население нашей планеты с начала XX в. выросло более чем в 3 раза. Темпы промышленного производства выше темпов прироста населения. Во многом они достигаются благодаря тому, что численность сельского населения сокращается, а городского - возрастает. В 1900 г, в городах жило около 10% людей, а в 2000 г. - около 50%. Передовые технологии создают горожане. Промышленность прирастает городом.
В чем сущность информационной революции? Каковы ее последствия?
Под информационной революцией подразумевается совокупность качественных изменений во всех сферах жизнедеятельности общества, произведенных в результате внедрения новых средств передачи информации.
Первой стало изобретение письменности 5-6 тыс. лет назад в Месопотамии, затем - независимо, но несколько тысяч лет спустя - в Китае, и еще на 1500 лет позднее - майя в Центральной Америке. Ее ранние примеры, такие как глиняные дощечки с клинописью самаритян и жителей Вавилона, представляют собой деловые расписки и правительственные документы, летописи или описания методов земледелия.
До изобретения письменности идеи могли передаваться только устно. Помимо прочего, это означало, что пока вы лично не встретитесь с конкретным человеком, которому принадлежат новая концепция или открытие, о его работе вы в лучшем случае, узнаете из вторых рук, и поэтому ваши знания могут оказаться неточными. Хотя устные традиции человечества, несомненно, богаты, таким путем информацию никогда не удавалось распространить достаточно быстро, широко и точно. Изобретение письменности стало ключевым элементом экономической базы древней цивилизации.
Вторая информационная революция произошла в результате изобретения рукописной книги, сперва в Китае, вероятно, около 1300 г. до н. э., а затем, независимо и 800 лет спустя в Греции, когда афинский тиран Писистрат распорядился записать в книгу поэмы Гомера, до этого передававшиеся устно.
О первых двух революциях у нас нет практически никаких документов, хотя мы знаем, что эффект рукописной книги в Греции и Риме был огромным, равно как и в Китае. По сути, вся китайская цивилизация и система государственного устройства основаны именно на рукописной книге. Хотя известно, что тиражирование письменных материалов путем воспроизведения текста от руки - дорогостоящий и длительный процесс, резко ограничивавший круг людей, которым автор мог сообщить знания. Переписывание сказывалось и на точности передачи знаний, поскольку в ходе многократного копирования текста в него непременно вкрадывались ошибки.
Третья информационная революция произошла после изобретения Гутенбергом печатного пресса и наборного шрифта между 1450 и 1455 гг., а также изобретения гравировки примерно в то же время. Хотя печатное дело впервые возникло в VIII в. в Китае, именно печатный станок Гутенберга и примененный им метод съемных шрифтов способствовали его распространению.
На момент изобретения печатного пресса Гутенбергом в Европе существовала мощная информационная индустрия. По числу занятых она, вероятно, была крупнейшей в Европе. Она состояла в основном из тысяч монастырей, во многих из которых жили сотни хорошо обученных монахов. Каждый такой монах трудился от рассвета до заката 6 дней в неделю, переписывая книги от руки. Умелый хорошо подготовленный монах мог переписать 4 страницы в день, или 25 страниц за шестидневную рабочую неделю; ежегодная производительность, таким образом, составляла 1200- 1300 рукописных страниц. К 1505 г. тиражи книг в 500 экземпляров стали массовым явлением.
В середине XV в.- на момент изобретения пресса Гутенбергом - книги были роскошью, которую могли себе позволить только богатые и образованные. Но когда в 1522 г. из печати вышла немецкая Библия Мартина Лютера (свыше 1000 страниц), цена была настолько невысокой, что даже бедная крестьянская семья могла ее приобрести. По мнению П. Дракера, снижение издержек и цен в ходе третьей информационной революции было по крайней мере одного порядка с тем, что произошло в ходе сегодняшней, четвертой революции.
За очень незначительное время революция в книгопечатании изменила институты общества, включая и систему образования. Именно печатный станок принес с собой массовое производство и стандартизацию процесса обработки информации, проложившие дорогу промышленной революции. В последовавшие за ней десятилетия по всей Европе были созданы новые университеты, однако в отличие от ранее существовавших они не были рассчитаны на священнослужителей и изучение теологии. Они были построены для изучения светских дисциплин: права, медицины, математики, натуральной философии (естественных наук). Революция, в печати быстро сформировала новый класс специалистов по информационной технологии, точно так же как сегодняшняя информационная революция создала множество информационных предприятий, специалистов по ИС и ИТ, разработчиков программного обеспечения и руководителей информационных служб.
Конец XX в. называют новым информационным веком и связывают с четвертой информационной революцией - распространением компьютеров и Интерента. Стремление выразить сущность нового информационного века вылилось в череду научных и полунаучных определений. Р. Дарендорф говорит о посткапиталистическом обществе, А. Этциони - постмодернистском; К. Боулдинг - постцивилизационном, Г. Кан - постэкономическом, Р. Сей-денберг - постисторическом. Большинство этих эпитетов восходят к понятию «постиндустриальное общество», популяризированному десятилетие тому назад гарвардским социологом Д. Беллом. Оно описывает характерные черты информационного века.
В США, например, уже в 1985 г. в сфере информационной индустрии работало около 50% всех рабочих и служащих. Около 2/3 работающих в стране связаны с информационной деятельностью, а остальные заняты в производстве, сильно зависящем от информации.
С началом последнего десятилетия XX в. более 40% всех новых капиталовложений в производство и оборудование были сделаны в сфере информационных технологий (компьютеры, фотокопировальные и факсимильные аппараты и т. п.). Информация стала рассматриваться как ключ к современной экономической деятельности - базовый ресурс, имеющий сегодня такое же значение, какое в прошлом имели капитал, земля и рабочая сила. Объем имеющейся у нас информации с каждым днем увеличивается все быстрее. За последнее столетие мы добавили к общей сумме знаний больше, чем за всю предыдущую историю человечества.
Только за 1995 г. в мире было произведено около 60 млн персональных компьютеров. Информационная деятельность во всем мире стала одной из самых прибыльных сфер приложения капитала.
Какова роль компьютерных технологий в становлении информационной экономики?
Широкое распространение домашних компьютеров уже произвело микрореволюцию в системе занятости. Наиболее яркий пример - надомная работа, связанная с компьютерной индустрией: написание программ для ЭВМ; системный анализ; дизайн с применением сложных методик, заложенных в памяти удаленных компьютеров; анализ технической документации и т. д.
Компьютерная техника может использоваться в системах «телемагазина». Покупатели просматривают каталоги товаров и их цен на домашнем терминале, а затем через него же заказывают товары. Доступ к банкам данных и компьютерам значительно изменяет тот круг знаний, который необходимо иметь инженерам, докторам и другим специалистам. Профессионалу не нужно будет загружать свою память фактами и методиками: все это он может получить у компьютера и со своей стороны может дать машине команду выполнить задания, прежде требовавшие длительной подготовки.
Говоря о компьютерах, мы чаще всего имеем в виду их быстродействие. В XVII в. Иоганну Кеплеру понадобилось 4 года, чтобы рассчитать орбиту Марса. Сегодня микропроцессор делает это всего за 4 секунды. Что делает компьютер поистине важным изобретением, так это его способность обрабатывать результаты вычислений под управлением человека, а именно - сортировать и сопоставлять данные, осуществлять передачу информации по этим сетям в любое место на земном шаре, где она необходима.
Развитие наукоемких технологий не только решает множество старых проблем, например накопление и сохранение огромных массивов данных, но и порождает новые. Одна из них связана с информационной перегрузкой людей. В Японии специалисты ожидали, что ежегодный прирост производства информации в стране составит 10%. Реально он даже превысил запланированные цифры. Однако рост же ежегодного потребления информации, как было выяснено в результате исследований, составляет лишь 3%. Оказалось, что более половины производимой информации идет «в корзину», потому что у людей не хватает времени на ее потребление.
Какова сущность закона ускорения истории?
Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей. Одну из них можно назвать тенденцией, или законом, ускорения истории. Он гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую.
Каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 3-4 раза. Самым продолжительным был первобытный строй, просуществовавший несколько сот тысяч лет. Чем ближе к современности, тем сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее, динамичнее.
Таким образом, закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени.
В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий, быстрее усовершенствуются орудия труда и технология. В первобытном обществе один вид орудия, например чоппер - массивное орудие из гальки, обработанное с одной стороны, претерпевал незначительные изменения на протяжении жизни десятков и сотен поколений. Напротив, в современном мире при жизни одного поколения сменяется несколько видов орудий, техники и технологии.
Новейшая история составляет всего 1/1000 часть всемирной истории. Но это самый насыщенный социальными, культурными, экономическими и политическими событиями период.
Поток информации удваивается каждые 20 месяцев. Резко сокращается интервал времени между заметными изменениями в социуме. Так, люди, родившиеся в нашей стране в начале XX в., пережили практически 3 типа цивилизации (аграрную, индустриальную и постиндустриальную).
Второй закон, или тенденция истории, гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Вот почему в Америке или России с индустриально развитыми регионами соседствуют районы, где проживают народы, сохранившие доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.
Когда они вовлекаются в современный поток жизни, последовательно не пройдя все предыдущие этапы, в их развитии могут проявиться не только позитивные, но и негативные последствия. Ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой скоростью. Для одних народов время протекает быстрее, для других - медленнее.
В тех случаях, когда ускорение приводит только к позитивным сдвигам в обществе, говорят о прогрессе. Большинство обществ, несмотря на временные отступления, развиваются прогрессивно. Об этом свидетельствует история. Она убеждает нас в том, что нет ни одного общества, в котором орудия труда не улучшались бы, а, напротив, ухудшались. Чем совершеннее орудия, тем выше производительность труда - и в промышленности, и в сельском хозяйстве, тем большее количество населения можно прокормить на одной и той же площади. Растет численность и одновременно плотность населения. Повышение эффективности земледелия позволяет отвлечь значительную часть населения для занятия ремеслом, культурой, наукой, политикой. Расширяются торговые и культурные контакты между людьми. Появляется совершенно новый тип территориальной организации - города.