ГлавнаяarrowСоциологияarrowНаучно-технический прогресс. Промышленная и информационная революции.

Научно-технический прогресс. Промышленная и информационная революции.

2. Научно-технический прогресс.
Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом. Это обобщающее понятие включает в себя как свои составные части экономический, технический и культурный прогресс. Фундаментом социального прогресса выступает технический.
В тех случаях, когда ускорение истории приводит к негативным последствиям, правильнее говорить о регрессе. Он знаменует попятное движение общества, отступление от завоеванных позиций, воз­вращение к предшествующему уровню. Между прогрессом и регрессом разница не только в векторе движения, но и в масштабах. Если прогресс - глобальный процесс, характеризующий движе­ние человеческого общества на всем протяжении исторического времени, то регресс - локальный процесс, охватывающий отдельные общества и небольшие промежутки времени. Никогда еще человечество в целом не регрессировало, хотя его движение вперед могло задерживаться, останавливаться.
Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй - революционным.
Что представляют собой реформа и революция?
Реформа - частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.
Революция - полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.
Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Изменение правил пользования междугородным телефоном, железнодорожным транспортом или метро затрагивают интересы горожан. Но вряд ли такие реформы называются социальными. Напротив, введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице не просто затрагивают наши интересы. Такие реформы касаются социального положения многочисленных слоев населения, ограничивают или расширяют доступ миллионам людей к социальным благам - образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям.
Наряду с социальными выделяют экономические и политиче­ские реформы. Переход экономики на рыночные отношения, приватизация, закон о банкротстве предприятий, новая налоговая система - примеры экономических реформ. Изменение конституции, формы голосования на выборах, расширение граждан­ских свобод, переход от монархии к республике - примеры политических реформ.
Реформы всегда происходят «сверху», проводятся правительством, хотя и под давлением широких масс населения. А революции?
Революция - это совокупность большого числа или комплекса реформ, проводимых одновременно, с целью изменения основ социального строя.
Октябрьская революция в 1917 г. проводилась именно с такой целью, в результате чего были уничтожены частная собственность, городская и сельская буржуазия, ликвидированы свобода слова и политические права граждан, изменилась система распределения социальных благ, одним словом - основы существующего строя.
Революция может касаться одного или нескольких обществ в данный период времени. Революции бывают кратковременными и долговременными.
Самым длительным процессом в истории человечества была так называемая неолитическая революция, которая представляла собой качественный скачок от собирательства к земледелию. Неолитическая революция началась 10 тыс. лет назад и продол­жалась в одних регионах мира 3 тыс. лет, а в других - 8 тыс. лет. В течение этого времени возникли развитые земледельческо-городские цивилизации в Месопотамии, Египте, Индии, Греции и на Ближнем Востоке. Благодаря аграрной революции человек перестал быть кочевником.
Она резко изменила условия жизни человека, повысила произ­водительность общественного труда.
Вторым глобальным процессом называют промышленную ре­волюцию XVIII-XX вв. Она тоже сыграла выдающуюся роль в че­ловеческой истории, привела к смене одного экономического строя (феодализма) другим (капитализмом), одного техническо­го уклада (мануфактуры) другим (машинным производством).
Изменения в способе производства изменили социальную струк­туру общества и привели к формированию новых классов - ка­питалистов и пролетариев.
Между научно-техническим и социальным прогрессом всег­да существовали определенные расхождения, несоответствия и даже противоречия. В 2001 г. бюджетная ситуация в богатых странах никогда еще не была столь устойчивой. Технологии никогда еще не развивались столь динамично. Перспективы роста редко были столь обнадеживающими. Вместе с тем никогда ранее экологическая и демографическая ситуация на нашей планете не была столь пугающей и настораживающей. По настоящему процветает лишь каждый шестой житель Земли, входящий в так называемый золотой миллиард (это сово­купность всего населения самых развитых стран), а 2/3 жителей влачат свое существование у черты бедности или в нищете. К 2025 г. 6-миллиардное население планеты увели­чится еще на 2 млрд., и большая часть этого прироста населе­ния придется на развивающиеся страны, а населе­ние Европы будет примерно таким же, как и сегодня, в то время как численность населения развивающихся стран воз­растет с 5 млрд. до почти 7 млрд. человек. А это означает, что проблема бедности из интернациональной вскоре станет для развитых стран - вместе с потоками мигрантов - делом внут­ринациональным.
Что такое научно-технический прогресс? Что понимается под движущимися факторами и основой НТР?
Научно-технический прогресс - постепенный (эволюционный) процесс замены устаревшего поколения техники и технологии новым, более совершенным за счет внедрения достижений науки. В данном выражении 2 составные части: наука и техника. Наука создает новые идеи, теории и приборы, а техника - конечный результат внедрения научных идей в практику.
Технический прогресс может быть глобальным и локальным. Глобальным считается технический прогресс человеческого общества в целом. Локальным называется любой общенациональный или региональный, охватывающий ряд стран, конти­нент, часть континента технического прогресса.
причины прогресса - это совокупность факторов, способствующих ускорению технического прогресса либо вызывающих его появление на свет. Факторы, тормозящие технический прогресс, называют антипричинами. Так, известно, что частная собственность в большей мере способствует техническому прогрессу, чем коллективная. Это доказано всей историей чело­вечества. Движущим фактором технического прогресса вы­ступают изобретения, открытия и диффузия. Изобретения - это то, что ис­кусственно создал человек благодаря своему разуму и воплотил в материал благодаря своим рукам. Открытие - это то, что су­ществовало в самой природе до и независимо от человека, а человек благодаря своему уму или приборам лишь обнаружил в ней. Рентгеновские лучи - это открытие, а создание телескопа есть изобретение. Диффузия предполагает копирование, проникновение технологии в иное общество, которое его не открывало и не изобретало.
Основой научно-технического прогресса служит союз науки и техники. Хотя он начал зарождаться еще в XVIII в., только во второй половине XX в. он стал подлинным единством двух обла­стей человеческой деятельности. Однако здесь есть и исключения. Александр Белл - изобре­татель телефона - был преподавателем ораторского искусства, принцип телефона он открыл в поисках средства, которое помогало бы лучше слышать людям с плохим слухом. Бессемер, разра­ботавший доменный процесс для усовершенствования литья пу­шек, не знал научных работ Генри Сорби по металлургическим процессам. А Томас Альва Эдисон, по-видимому, наиболее изоб­ретательный и талантливый из этих «жестянщиков» (среди про­чего, он изобрел электрическую лампу, фонограф, «движущиеся картинки»), был совершенно несведущ в математике и не имел ни малейшего представления о теоретических уравнениях Кларка-Максвелла по электромагнитным свойствам вещества».
Технический прогресс начался миллионы лет назад, а науч­но-технический прогресс - это лишь поздняя стадия технического прогресса. Она стала возможной с превращением науки в движущую силу общественного производства. XVII в ознаменовался бурным развитием естественных и точных наук. Наследуя и развивая достижения Ренессанса, естество­испытатели и философы XVII в. создали новую картину мира, I ставшую основой европейской научно-технической революции; Нового времени. Философские системы Бэкона, Декарта, Гоббса, французских мыслителей Пале-Руаяля были ориентированы на практическое использование достижений науки в интересах про­мышленности, кораблестроения, мореплавания. Девиз «Знание - сила» стал отражением духа новой эпохи.
Что представляет собой промышленная революция? Какие стадии в ее развитии выделяют ученые?
Промышленная революция - процесс глобального преобразова­ния общества и цивилизации на основе развития техники. В рамках промышленной революции как глобального историческо­го процесса ручного производства в машинное некоторые ученые выделяют 3 стадии.
Первая относится к широкому использованию силы пара, что было ознаменовано прежде всего изобретением Д. Уаттом в 1784 г. парового двигателя. Между 1765 и 1776 гг. Джеймс Уатт (1736- 1819) усовершенствовал паровую машину, превратив ее в рентабельный источник энергии. Сам Уатт использовал паровую машину только для откачки воды из шахт; именно для этого она и была изобретена Томасом Ньюкоменом в начале XVIII в. Но один из ве­дущих производителей металла в Англии быстро понял, что усовершенствованную паровую машину можно также применять для по­дачи воздуха в домну, и сделал заказ на вторую машину, изготовленную Уаттом. Компаньон Уатта Мэтью Боултон (1728-1809) сразу же сообразил, что паровую машину можно использовать в качестве источника энергии в любых видах промышленного производства, особенно в крупнейшей из всех обрабатывающих отраслей - текстильной. Тридцать пять лет спустя американец Роберт Фултон (1765-1815) пустил по Гудзону первый пароход. Еще через 20 лет паровой двигатель установили на колеса, и получился паровоз. К 1840, самое позднее - к 1850 г., паровой двигатель полностью из­менил все виды производственных технологий, от изготовления стекла до печатного дела. К тому времени паровая машина при­менялась по всему миру, за исключением Тибета, Непала и внутренних районов тропической Африки.
Вторая стадия связана с промышленным употреблением электричества и химии, применение которых началось в конце XIX столетия. Благодаря ему стало возможным широкое приме­нение электрической энергии и передачи ее на расстояние, со­здание таких важнейших средств связи, как телефон и радио, создание синтетических материалов.
Третья стадия осуществляется се­годня благодаря изобретению компьютеров и телекоммуни­каций.
Эти революции позволили резко увеличить объем и характер производства. Англия, которая первая освоила механическую прялку, ткацкий станок и паровой двигатель, быстро перешла от ремесленного производства к машинному. Это дало ей огромные преимущества перед другими странами. Уже в середине XIX в. она производила больше половины мировой промышленной продукции. Вторая технологическая революция во многом со­действовала тому, что в конце XIX-начале XX в. развитие эко­номики в передовых капиталистических странах стало осуществ­ляться небывало высокими темпами, которые превышали уже 5% в год. Именно в это время для всех стало очевидным огромное значение науки и техники для общества.
Последствия промышленной революции колоссальны. Насе­ление нашей планеты с начала XX в. выросло более чем в 3 раза. Темпы промышленно­го производства выше темпов прироста населения. Во многом они достигаются благодаря тому, что численность сельского населе­ния сокращается, а городского - возрастает. В 1900 г, в городах жило около 10% людей, а в 2000 г. - около 50%. Передо­вые технологии создают горожане. Промышленность прирастает городом.
В чем сущность информационной революции? Каковы ее последствия?
Под информационной революцией подразумевается совокуп­ность качественных изменений во всех сферах жизнедеятельно­сти общества, произведенных в результате внедрения новых средств передачи информации.
Первой стало изобретение письменности 5-6 тыс. лет назад в Месопотамии, затем - независимо, но несколько тысяч лет спустя - в Китае, и еще на 1500 лет позднее - майя в Централь­ной Америке. Ее ранние примеры, такие как глиняные дощечки с клинописью самаритян и жителей Вавилона, представляют со­бой деловые расписки и правительственные документы, летопи­си или описания методов земледелия.
До изобретения письменности идеи могли передаваться только устно. Помимо прочего, это означало, что пока вы лично не встре­титесь с конкретным человеком, которому принадлежат новая кон­цепция или открытие, о его работе вы в лучшем случае, узнаете из вторых рук, и поэтому ваши знания могут оказаться неточными. Хотя устные традиции человечества, несомненно, богаты, таким путем информацию никогда не удавалось распространить достаточ­но быстро, широко и точно. Изобретение письменности стало клю­чевым элементом экономической базы древней цивилизации.
Вторая информационная революция произошла в результате изобретения рукописной книги, сперва в Китае, вероятно, около 1300 г. до н. э., а затем, независимо и 800 лет спустя в Греции, когда афинский тиран Писистрат распорядился записать в книгу поэмы Гомера, до этого передававшиеся устно.
О первых двух революциях у нас нет практически никаких до­кументов, хотя мы знаем, что эффект рукописной книги в Гре­ции и Риме был огромным, равно как и в Китае. По сути, вся китайская цивилизация и система государственного устройства основаны именно на рукописной книге. Хотя известно, что тиражирование письменных материалов путем воспроизведения текста от руки - дорогостоящий и длительный процесс, резко ограничивавший круг людей, которым автор мог сообщить зна­ния. Переписывание сказывалось и на точности передачи зна­ний, поскольку в ходе многократного копирования текста в него непременно вкрадывались ошибки.
Третья информационная революция произошла после изобретения Гутенбергом печатного пресса и наборного шрифта между 1450 и 1455 гг., а также изобретения гравировки примерно в то же время. Хотя печатное дело впервые возникло в VIII в. в Китае, именно печатный станок Гутенберга и примененный им метод съемных шрифтов способствовали его распространению.
На момент изобретения печатного пресса Гутенбергом в Евро­пе существовала мощная информационная индустрия. По числу занятых она, вероятно, была крупнейшей в Европе. Она состояла в основном из тысяч монастырей, во многих из которых жили сотни хорошо обученных монахов. Каждый такой монах трудился от рассвета до заката 6 дней в неделю, переписывая книги от руки. Умелый хорошо подготовленный монах мог переписать 4 страни­цы в день, или 25 страниц за шестидневную рабочую неделю; еже­годная производительность, таким образом, составляла 1200- 1300 рукописных страниц. К 1505 г. тиражи книг в 500 экземпля­ров стали массовым явлением.
В середине XV в.- на момент изобретения пресса Гутенбер­гом - книги были роскошью, которую могли себе позволить только богатые и образованные. Но когда в 1522 г. из печати вышла немецкая Библия Мартина Лютера (свыше 1000 стра­ниц), цена была настолько невысокой, что даже бедная кресть­янская семья могла ее приобрести. По мнению П. Дракера, снижение издержек и цен в ходе третьей информационной революции было по крайней мере одного порядка с тем, что про­изошло в ходе сегодняшней, четвертой революции.
За очень незначительное время революция в книгопечатании изменила институты общества, включая и систему образования. Именно печатный станок принес с собой массовое производство и стандартизацию процесса обработки информации, проложившие дорогу промышленной революции. В последовавшие за ней десятилетия по всей Европе были созда­ны новые университеты, однако в отличие от ранее существовав­ших они не были рассчитаны на священнослужителей и изуче­ние теологии. Они были построены для изучения светских дис­циплин: права, медицины, математики, натуральной философии (естественных наук). Революция, в печати быстро сформировала новый класс специалистов по информационной технологии, точно так же как сегодняшняя информационная революция со­здала множество информационных предприятий, специалистов по ИС и ИТ, разработчиков программного обеспечения и руко­водителей информационных служб.
Конец XX в. называют новым информационным веком и связы­вают с четвертой информационной революцией - распростране­нием компьютеров и Интерента. Стремление выразить сущность нового информационного века вылилось в череду научных и полу­научных определений. Р. Дарендорф говорит о посткапиталистическом об­ществе, А. Этциони - постмодернистском; К. Боулдинг - постцивилизационном, Г. Кан - постэкономическом, Р. Сей-денберг - постисторическом. Большинство этих эпитетов восходят к поня­тию «постиндустриальное общество», популяризированному деся­тилетие тому назад гарвардским социологом Д. Беллом. Оно описывает характерные черты информационного века.
В США, например, уже в 1985 г. в сфере информационной ин­дустрии работало около 50% всех рабочих и служащих. Около 2/3 работающих в стране связаны с информаци­онной деятельностью, а остальные заняты в производстве, сильно зависящем от информации.
С началом последнего десятилетия XX в. более 40% всех новых ка­питаловложений в производство и оборудование были сделаны в сфере информационных технологий (компьютеры, фотокопи­ровальные и факсимильные аппараты и т. п.). Информация стала рассматриваться как ключ к современной эко­номической деятельности - базовый ресурс, имеющий сегодня такое же значение, какое в прошлом имели капитал, земля и рабо­чая сила. Объем имеющейся у нас информации с каждым днем увеличивается все быстрее. За последнее столетие мы добавили к общей сумме знаний больше, чем за всю предыдущую историю человечества.
Только за 1995 г. в мире было произведено около 60 млн персональных компьютеров. Информационная деятельность во всем мире ста­ла одной из самых прибыльных сфер приложения капитала.
Какова роль компьютерных технологий в становлении информационной экономики?
Широкое распространение домашних компьютеров уже про­извело микрореволюцию в системе занятости. Наиболее яркий пример - надомная работа, связанная с компьютерной индуст­рией: написание программ для ЭВМ; системный анализ; дизайн с применением сложных методик, заложенных в памяти удален­ных компьютеров; анализ технической документации и т. д.
Компьютерная техника может использоваться в системах «те­лемагазина». Покупатели просматривают каталоги товаров и их цен на домашнем терминале, а затем через него же заказывают товары. Доступ к банкам данных и компьютерам значительно из­меняет тот круг знаний, который необходимо иметь инженерам, докторам и другим специалистам. Профессионалу не нужно бу­дет загружать свою память фактами и методиками: все это он мо­жет получить у компьютера и со своей стороны может дать ма­шине команду выполнить задания, прежде требовавшие дли­тельной подготовки.
Говоря о компьютерах, мы чаще всего имеем в виду их быстро­действие. В XVII в. Иоганну Кеплеру понадобилось 4 года, чтобы рассчитать орбиту Марса. Сегодня микропроцессор делает это всего за 4 секунды. Что делает компьютер поистине важным изобретением, так это его способность обрабатывать результаты вычислений под управлением человека, а именно - сортировать и сопоставлять данные, осуществлять передачу информации по этим сетям в любое место на земном шаре, где она необходима.
Развитие наукоемких технологий не только решает множество старых проблем, например накопление и сохранение огромных массивов данных, но и порождает новые. Одна из них связана с ин­формационной перегрузкой людей. В Японии специалисты ожида­ли, что ежегодный прирост производства информации в стране со­ставит 10%. Реально он даже превысил запланированные цифры. Однако рост же ежегодного потребления информации, как было выяснено в результате исследований, составляет лишь 3%. Оказа­лось, что более половины производимой информации идет «в кор­зину», потому что у людей не хватает времени на ее потребление.
Какова сущность закона ускорения истории?
Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей. Одну из них можно назвать тенденцией, или законом, ускорения истории. Он гласит, что на каж­дую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую.
Каждая последующая общественная форма­ция короче предыдущей в 3-4 раза. Самым продолжительным был первобытный строй, просуществовавший несколько сот ты­сяч лет. Чем ближе к современности, тем сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивает­ся быстрее, динамичнее.
Таким образом, закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени.
В каждую последующую эпоху происходит больше техниче­ских изобретений и научных открытий, быстрее усовершенству­ются орудия труда и технология. В первобытном обществе один вид орудия, например чоппер - массивное орудие из гальки, обработанное с одной стороны, претерпевал незначительные из­менения на протяжении жизни десятков и сотен поколений. На­против, в современном мире при жизни одного поколения сменяется несколько видов орудий, техники и технологии.
Новейшая история составляет всего 1/1000 часть всемирной ис­тории. Но это самый насыщенный социальными, культурными, экономическими и политическими событиями период.
Поток информации удваивается каждые 20 месяцев. Резко со­кращается интервал времени между заметными изменениями в социуме. Так, люди, родившиеся в нашей стране в начале XX в., пережили практически 3 типа цивилизации (аграрную, индустри­альную и постиндустриальную).
Второй закон, или тенденция истории, гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Вот почему в Америке или России с индустриально развитыми регионами сосед­ствуют районы, где проживают народы, сохранившие доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.
Когда они вовлекаются в современный поток жизни, последо­вательно не пройдя все предыдущие этапы, в их развитии могут проявиться не только позитивные, но и негативные последствия. Ученые установили, что социальное время в разных точках прост­ранства может протекать с неодинаковой скоростью. Для одних народов время протекает быстрее, для других - медленнее.
В тех случаях, когда ускорение приводит только к позитив­ным сдвигам в обществе, говорят о прогрессе. Большинство об­ществ, несмотря на временные отступления, развиваются про­грессивно. Об этом свидетельствует история. Она убеждает нас в том, что нет ни одного общества, в котором орудия труда не улучшались бы, а, напротив, ухудшались. Чем совершеннее ору­дия, тем выше производительность труда - и в промышленнос­ти, и в сельском хозяйстве, тем большее количество населения можно прокормить на одной и той же площади. Растет числен­ность и одновременно плотность населения. Повышение эффективности земледелия позволяет отвлечь зна­чительную часть населения для занятия ремеслом, культурой, наукой, политикой. Расширяются торговые и культурные кон­такты между людьми. Появляется совершенно новый тип терри­ториальной организации - города.
 

Hosted by uCoz