ГлавнаяarrowСоциологияarrowФормирование мировой системы. Понятие и теории глобализации. Модернизация общества.

Формирование мировой системы. Понятие и теории глобализации. Модернизация общества.

3. Понятие глобализации.
Формирование мировой системы.
Общество развивалось на протяжении приблизительно 40тыс. лет. Совсем недавно (по историческим меркам), а именно 5-6 тыс. лет назад общество перешло на государственную ста­дию своего развития. В течение почти всего этого времени оно оставалось традиционным (доиндустриальным). Только 250 лет назад в связи с возникновением капитализма из недр доиндуст-риального общества рождается индустриальное. Наконец, 25- 30 лет назад наиболее развитые страны вступили в высшую фазу эволюции - в постиндустриальное общество.
Локомотивом исторического движения общества выступает научно-технический и социальный прогресс. Это 2 стороны одного явления. Социальный прогресс происходит в двух формах - рево­люции и реформы.
В чем суть понятий «мировая деревня» и «мировая система»?
Мировая (глобальная) деревня (Global Village) - тезис о том, что Земля благодаря телефонам, самолетам, компьютерам и спутникам, не говоря уже о всемирных продуктах, стала слиш­ком тесной.
Понятие «глобальная деревня» ввел канадский философ и культуролог М. Маклуэн (1911-1980). К настоящему времени по­нятие «глобальная деревня» вошло в широкий научный и повсед­невный обиход. По мнению М. Маклуэна, под глобальной деревней имеется в виду все современное общество как оно воспроизводится с помощью «электрических» средств общения (телевидения, ра­дио, кино, телекоммуникаций). Изо дня в день вступая в связь друг с другом через их посредство, люди рассуждают и поступают так, как если бы они были совсем рядом, как если бы они жили в одной деревне. В глобальной деревне повседневно пере­плетаются и выставляются на всеобщее рассмотрение «все време­на и пространства сразу» - все мировоззрения, культуры, способы общения, ценности, созданные и сохраненные человечеством. «Глобальная деревня» - это мир повседневных «электрических» взаимосвязей. М. Маклуэн говорил: «Крупнейшая информационная революция произошла, когда спутник создал новое окружение для всей нашей планеты. С появлением спутника вся планета превратилась в глобальный театр, где нет больше зрите­лей, а есть только актеры».
Современные социологи и экономисты используют более точные понятия и категории.
Мировую систему надо понимать в узком и широком значе­нии. Известный американский политолог Иммануил Валлерштайн (1976) предложил различать: а) мировые империи, б) мировые экономиче­ские системы. В древности они практически совпадали. Что та­кое империя монголов в XIV в., куда входила покоренная Русь, - империя или экономическая система? Если множество террито­рий объединено только тем, что с них собирают налоги или дань, то это экономическая система. У нее нет единого политического центра и органа управления. Хотя известно, что русские князья ездили в Орду испрашивать грамоту на правление. А куда отнес­ти английские, испанские и французские колонии в Африке? Скорее, к системам, нежели к империям.
Какова сущность понятия «мировая империя»?
Мировая империя включает несколько территорий, объеди­ненных военной неполитической властью. Империи инков, Александра Македонского, Дария I, Наполеона, наконец СССР, который также относят к типу мировых империй, представляют собой очень разнородные (культурно, социально, экономичес­ки, реже - религиозно), обширные по территории, непрочные образования. Они создаются принудительно и быстро распада­ются.
Начало европейской гегемонии прослеживается с крес­товых походов - христианских военных экспедиций, предприня­тых между XI и XIV вв. в целях отвоевания «священной земли» у мусульман. В XV в. Европа установила регуляр­ную связь с Азией и Африкой, а затем и с Америкой. Европейцы колонизировали другие материки, приезжая в качестве моряков, миссионеров, купцов, чиновников. Открытие Америки Колумбом навсегда соединило Старый и Новый Свет. Испания и Португалия добывали в чужих странах рабов, золото и серебро, оттесняя ту­земцев в глухие районы.
Дешевая рабочая сила нужна была для растущей плантационной экономики, а рынком труда выступала Африка. Сахар и хлопок стали ос­новным предметом международной торговли, связав конти­ненты по разные стороны океана.
В XVII в. сложились два торговых треугольника, включающих в себя торговлю сахаром и рабами. Во-первых, производимые Англией товары продавались в Африке, а африканские рабы продавались в Америке, в свою очередь американские тропиче­ские товары (особенно сахар) продавались Англии и ее соседям. Во-вторых, спиртные напитки из Англии кораблями доставля­лись в Африку, африканские рабы - на Карибы, а черная патока (из сахара) посылалась в Новую Англию для изготовления спирт­ных напитков. Труд африканских рабов увеличивал американ­ское богатство, которое большей частью возвращалось в Европу. Продукты, выращенные рабами, потреблялись в Европе. Сюда из Бразилии шли кофе, краски, сахар и пряности, из США - хлопок и спиртное.
Постепенно международная торговля превратилась в господ­ствующий фактор развития. Вскоре и капитализм стали опреде­лять как экономическую ориентацию на мировой рынок в целях получения дохода. Сложилось понятие мировой капиталистиче­ской экономики - единой мировой системой, вовлеченной в про­изводство для продажи и обмена больше с целью увеличения прибыли, чем для обеспечения народа. Что такое мировая экономическая система?
Какова структура мировой системы И. Валлерштайна?
На глобальном уровне общество превращается в мировую сис­тему, которую еще называют мировым сообществом. Различают две формы подобной системы - мировые империи (множество территорий, политически объединенных в одно государственное образование) и мировые экономические системы (страны, раз­вивающие сходную экономику, но политически в одно государ­ство не объединенные). И. Валлерштайн разделил мировую сис­тему на 3 части: Ядро, Полупериферия, Периферия.
Ядро - страны Западной Европы, Северной Америки, Япо­нии - включает самые сильные и могущественные государства с совершенствованной системой производства. У них больше всех капиталов, самые качественные товары, самые сложные технологии и средства производства. Дорогую и высокотехноло­гичную продукцию эти страны экспортируют в периферию и по­лупериферию.
Государства полупериферии и периферии - это страны так называемого «второго» и «третьего» мира. У них меньше власти, богатства и влияния. Термин «третий мир» придумали в 1952 г. французы (tiers monde) для описания группы стран, которые в эпоху холодной войны между США и СССР (соответственно, первым и вторым миром) не присоединились ни к одной из враждующих сторон. Среди них были Югославия, Египет, Ин­дия, Гана и Индонезия. Во второй половине 50-х гг. термин при­обретает более широкое значение. Он стал обозначать все слабо­развитые страны. Таким образом, его смысл наполнился не гео­графическим, а экономическим содержанием.
Страны периферии - это самые отсталые и бедные государства Африки и Латинской Америки. Они считаются сырьевым придат­ком ядра. Полезные ископаемые добываются, но не перерабаты­ваются на месте, а экспортируются. Большая часть прибавочного продукта присваивается иностранным капиталом. Местная элита вкладывает деньги за пределами своего государства, она поступает на службу иностранному капиталу и обслуживает только его инте­ресы (даже если эти люди не уезжают за границу). Политические режимы нестабильны, часто происходят перевороты, постоянно возникают социальные и национальные конфликты. Высший класс не отделен от низшего широким слоем среднего класса.
Поскольку их благополучие зависит от экспорта сырья, техно­логии и капиталы поступают только извне. Подобное то и дело происходит в странах Латинской Амери­ки, Иране и Филиппинах. Демографическую ситуацию стран третьего мира характеризу­ют разноречивые процессы: высокая рождаемость и высокая дет­ская смертность; миграция из перенаселенных деревень в слабо­развитые города в поисках рабочих мест.
С 60-х гг. страны третьего и четвертого мира взяли в долг у раз­витых стран несколько млрд. долл. Кредиты брали в период эконо­мического подъема Запада, следовательно, при низких процент­ных ставках, а отдавать приходится совсем в иных условиях. Сово­купный долг Западу превысил 800 млрд. долл., но не видно способов, каким заемщики могли бы расплатиться с кредиторами. Самыми крупными должниками являются Бразилия, Мексика, Аргентина, Венесуэла, Нигерия, Перу, Чили и Польша. Стараясь поддержать на плаву экономику этих стран, западные кредиторы вынуждены рефининансировать займы.
Если передать классификацию Валерштайна в терминах тео­рии постиндустриального общества Д. Белла, то мы получим та­кие соотношения.
Ядро - постиндустриальные общества.
Полупериферия - индустриальные общества.
Периферия - традиционные (аграрные) общества.
Как уже говорилось, мировая система складывалась посте­пенно. Соответственно, разные страны в разное время могли вы­полнять роль лидеров в ядре, откатываться на периферию или занимать место полупериферии.
Обычно в ядре доминирует одно государство. В XIV в. в миро­вой торговле господствовали Северо-итальянские города-госу­дарства. Голландия лидировала в XVII в., Англия - после 1750 г., а Соединенные Штаты - после 1900 г. А в 1560 г. ядро мировой системы располагалось в Западной Европе (Англия, Франция, Нидерланды и Испания).
Выдвинутая в 80-е гг. теория ядра и периферии И. Валерштайна сегодня считается в принципе правильной, но нуждаю­щейся в известной корректировке и дополнении. Согласно ново­му подходу основу современного международного сообщества, которое иногда именуют «транснациональным миром», состав­ляют ведущие международные организации, 50-60 основных финансово-промышленных блоков, а также около 40 тыс. ТНК. Корпорации, создавая филиалы по всему миру, прежде всего в странах третьего мира, опутывают финансовыми и товарными потоками весь мир. Они делают различные регио­ны мира экономически зависимыми друг от друга.
Для нового международного пространства характерны две тенден­ции: а) концентрация принятия важных стратегических решений в небольшой группе ведущих держав, типа «Большой Семер­ки» (после присоединения к ней России ставшей «Большой Восьмеркой»); б) размывание централизованных регионов и формирований на множество самостоятельных точек, суверени­зация мелких государств, повышение их роли в мировом сообще­стве (пример - события в Югославии, Палестине и т. д.). Между двумя тенденциями возникает противоборство и непонимание.
Мировое сообщество обладает огромной силой. До применения им экономических санкций к Ираку в его социальной структуре не­большая часть была богатой и такая же - бедной. Основное населе­ние проживало на среднем уровне даже по европейским меркам. А через несколько лет действия эмбарго национальная валюта обес­ценилась. Основная часть среднего класса скатилась до бедноты.
В чем суть теории развития общества Э. Д. Дюркгейма?
Одну из первых и плодотворных теорий развития общества в мировой социологии создал Э. Дюркгейм (1856-1918 гг.). В своей книге «О разделении общественного труда» он сказал о том, что общество движется от механической солидарности к органической.
Согласно Дюркгейму развитие человеческого общества проходит две фазы: 1) механической солидарности (доиндустриальное общество); 2) органической солидарности (часть доиндустриального и все индустриальное общество). Для ранней стадии, механической солидарности, характерны жесткая регламентатция, подчинение личности требованиям коллектива, минимальный уровень разделения труда, отсутствие специализации, еди­нообразие чувств и верований, господство обычаев над формаль­ным правом, деспотическое управление, неразвитость личности, преобладание коллективной собственности.
На поздней стадии, при органической солидарности, символизирующей современное общество, сокращается тирания коллективного сознания и возрастает суверенитет отдельной личности, появляется понятие частной жизни. На смену клану приходит вначале семья, а затем трудовая организация. Ее нынешняя форма - промышленная компания. Индивиды группируются уже не по признакам родства, а по содержанию трудовой экономической деятельности. Их круг общения - не род, а профессия. Место и статус человека определяют не единокровность, а выполняемая функция.
В примитивных обществах, основанных на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается кол­лективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на орга­нической солидарности, оба дополняют друг друга.
Плодотворность теории Дюркгейма в том, что пользуясь ею, можно более глубоко понять социально-политические процес­сы, происходящие в современном обществе. К примеру, совер­шенно ясно, что чем органичнее общество, тем выше его склонность к демократии, потому что последняя основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека.
И напротив, чем более механистичным является общество, тем более оно, следуя логике Дюркгейма, должно склоняться к тоталитаризму. В этом плане утверждение в России сталинского тоталитаризма означает возврат нашего общества к принципам механической солидарности.
Что представляет собой модернизация? Какие виды ее существуют?
Демократия - вершина общественного развития и вместе с тем самая сложная форма социальной организации общества. Сложность происходит от того, что индивиду предоставлен го­раздо более широкий выбор моделей поведения, чем в автори­тарном обществе. Его поведение становится многовариативным.
Вот уже полстолетия в мировой социологии лидирующие по­зиции занимает концепция, которая получила название теории модернизации. Она пришла на смену теории Дюркгейма и опира­ется на понятие социального прогресса, ибо предполагает, что все общества, в какую бы эпоху они ни существовали и в каком регионе они ни располагались, вовлечены в единый, всепогло­щающий, универсальный процесс восхождения человеческого общества от дикости к цивилизации. В этом потоке культурное своеобразие каждой страны как бы отступает на второй план, а на первый выходит то, что их объединяет, - система общечеловеческих ценностей.
Термин «модернизация» относится не ко всему периоду со­циального прогресса, а только к одному его этапу - современному. В переводе с английского «модернизация» означает «осовремени­вание». Конкретно речь идет о рационализме, расчетливости, урба­низации, индустриализации. Лидеры модернизации - США и За­падная Европа - целиком и полностью приобщились к ним и до­бились потрясающих экономических результатов. Но ничего не мешает отставшим в своем развитии странам Азии, Африки и Ла­тинской Америки догнать, используя западные технологии, капи­таловложения и опыт, как это сделала Япония. Так рассуждают авторы теории модернизации.
Итак, наш первый вывод: под модернизаций понимается рево­люционный переход от доиндустриального к индустриальному, или капиталистическому, обществу, осуществляющийся путем комплексных реформ, растянутых во времени. Она подразумева­ет кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества.
Различают два вида модернизации.
Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всех ходом предшествующей эволюции. Пример: переход Англии от феодализма к капитализму в результате промышленной революции XVIII в. Такая модернизация начинается с изменения образа жизни, с культуры и изменения общественного сознания. Капитализм возник как естественное следствие изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей.
Неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой спо­соб «догоняющего» развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностран­ной зависимости. Россия, которая, в том числе и вследствие татаро-монгольского нашествия была отброшена в своем развитии на не­сколько столетий назад, неоднократно пыталась догнать передовые страны. Именно такую цель преследовали петровские реформы XVIII в., сталинская индустриализация 30-х гг. XX в., перестройка 1985 г. и экономические реформы 1991 - 1993 гг.
Неорганическая модернизация совершается путем закупки за­рубежного оборудования и патентов, заимствования чужой техно­логии (нередко методом экономического шпионажа), приглаше­ния специалистов, обучения за рубежом, инвестиций. Соответству­ющие изменения происходят в социальной и политической сферах: вводятся новые властные структуры, конституция страны перестраивается под зарубежные аналоги. Во многом именно так происходило в России в XVIII и XX вв., в Японии в XIX и XX вв. Стране Восходящего солнца потре­бовалось 20 лет на то, чтобы догнать и перегнать США, откуда она заимствовала технологию и финансы. За короткий период неорга­ническая модернизация сменилась органической. Япония развива­ется на собственной основе и в свою очередь служит образцом для подражания. Иначе обстояло дело в России. Из-за постоянных от­ступлений от первоначальных реформ, непоследовательности их осуществления переходный период растянулся на 200 лет.
Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модер­низация идет «снизу», а неорганическая «сверху». Принципы «модернити» не успевают охватить подавляющее большинство населе­ния, поэтому не получают прочной социальной поддержки. Они овладевают лишь умами наиболее подготовленной части общества. Так было в XIX в., когда интеллигенция раскололась на «западни­ков» и «славянофилов». Первые выступили за ускоренную модер­низацию и механическое перенесение западных образцов, а вторые ратовали за самобытный путь развития, т. е. органическую модер­низацию. Численность первых оказалась недостаточной, для того чтобы просветить и настроить широкие массы в пользу рациональ­ных ценностей. Капитализм в России потерпел неудачу.
Итак, мы можем заключить: модернизация имеет две разновидности - органическую и неорганическую. Первая предпола­гает, что страна развивается на соб­ственной основе, а вторая - что страна догоняет более развитые страны и заимствует у них передовые технологии.
 

Hosted by uCoz